Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№24 (492) 20 июня 2005 г. Экономика

ДЕНЕЖНЫЙ ВОПРОС вверг Европу в кризис

20.06.2005
Сергей ЖБАНОВ

Брюссельский саммит Евросоюза на минувшей неделе закончился провалом. Не решена ни одна из ключевых проблем: проведение референдумов по единой Конституции отложено до конца 2006г. - начала 2007г., а структура расходов евробюджета так и осталась несогласованной.

Призрак экономического кризиса, которым в конце 2003г. пугали США, неожиданно перебрался в Европу. Провал референдумов во Франции и Нидерландах обнажил старые экономические проблемы стран-доноров ЕС - Германии, Франции, Великобритании, Нидерландов, Швеции и Австрии. Будучи едиными в вопросе расширения Евросоюза, эти страны фактически отказались нести дополнительные бюджетные расходы на полученное геополитическое удовольствие. А утвердить их предстояло на саммите ЕС, проходившем 16-17 июня в Брюсселе.

Накануне саммита, награжденного такими эпитетами, как «чрезвычайный» или «антикризисный», чаще всего упоминали о проблемах, возникших между Францией и Великобританией по поводу бюджетных льгот, которые позволяли Соединенному Королевству ежегодно экономить почти 5 млрд. евро. Этот «британский чек» разбередил старые раны и нарушил дружескую атмосферу ЕС.

История «британского чека» начинается с 1979г., когда британский премьер-министр Маргарет Тэтчер убедила союзников в необходимости возврата части денежного вклада в общеевропейский бюджет в связи с тем, что сельское хозяйство Великобритании получает сравнительно небольшие дотации сообщества и фактически дотирует аграрный сектор других стран. Этот аргумент был услышан, и с 1984г. Великобритании стали возвращать часть ее взноса в бюджет сообщества.

Но сегодня максимальные взносы в бюджет ЕС из расчета на душу населения несут Нидерланды, Германия и Швеция, которые не согласны с компенсационным действием «британского чека» и предлагают его отменить или хотя бы заморозить на уровне 2003г., т.е. в размере 5,3 млрд. евро.

Великобритания готова обсуждать проблему, но только в контексте пересмотра общих расходов на аграрную политику ЕС, поглощающих 43% бюджета Сообщества, и переориентацией сэкономленных средств на развитие науки и образования. Просто отказаться от скидки или хотя бы заморозить величину компенсаций Британия не согласна, поскольку ее чистый вклад в формирование евробюджета, т.е. с учетом возврата части средств, заметно больше французской суммы - почти на 1 млрд. евро.

Франция получает четверть всех дотаций, предназначенных для сельского хозяйства Европы, и возражает против пересмотра аграрной политики ЕС. Эта позиция находит поддержку у Германии, Ирландии и Польши. Зато Великобританию в вопросе пересмотра общей аграрной политики ЕС поддержали Швеция и Нидерланды, так и не постигшие смысл субсидий в сельское хозяйство таких небедных стран, как Италия и Испания.

Это не первая попытка реформирования аграрной политики ЕС. В 2002г. было решено заморозить единый бюджет на сельское хозяйство. Страны ЕС договорились, что с 2007г. по 2013г. он составит 293 млрд. евро. Теперь же Люксембург предлагает увеличить сумму совместных агрорасходов до 303 млрд. евро: существующий бюджет стал недостаточным после вступления в ЕС десяти новых стран. И последнее обстоятельство в свете возникших проблем представляется наиболее важным.

Дело ведь не в «британском чеке» или конфликте между Францией и Великобританией, даже не в аграрных проблемах ЕС. Главным предметом дискуссий во второй день саммита стала величина отчислений в бюджет расширившегося Евросоюза. Вот в этом вопросе все страны-доноры были едины, отстаивая прежнюю ставку отчислений в размере не более 1% ВВП и формирование семилетнего бюджета в размере 815 млрд. евро.

Еврокомиссия, учитывающая произошедшее расширение ЕС до 25 членов, предлагала повысить ставку отчислений до 1,14% ВВП и сформировать на семилетний период общий бюджет в размере 1,022 трлн. евро. Но был и третий вариант, предложенный Европарламентом и предусматривающий ставку национальных отчислений в размере не менее 1,07% ВВП с выходом на величину бюджетных поступлений за семь лет в размере 975 млрд. евро.

Кроме предложенных существует и компромиссный вариант Люксембурга, предложившего сформировать бюджет в сумме 871 млрд. евро, заморозить величину британской скидки до 2013г. и из освободившихся средств выделить 1 млрд. для содействия будущим членам ЕС Болгарии и Румынии.

Но все новые варианты бюджета были отвергнуты Великобританией и примкнувшими к ней странами-донорами. Этот итог встречи Жан-Клод Юнкер, председатель саммита ЕС и премьер-министр Люксембурга, назвал ударом, по сравнению с которым бледнеет провал евроконституции, и добавил: «Нельзя сказать, что Европа находится в кризисе - она в глубоком кризисе».

Спасти саммит попытались руководители десяти стран - новых членов ЕС, благородно решившие отказаться от части бюджетной доли ради достижения целей и идеалов единой Европы. Однако и это предложение не нашло поддержки у членов некогда дружной европейской семьи.
Добавить комментарий
Проверочный код