Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№24 (492) 20 июня 2005 г. Экономика

ДЕНЕЖНЫЙ ВОПРОС вверг Европу в кризис

20.06.2005
Сергей ЖБАНОВ

Брюссельский саммит Евросоюза на минувшей неделе закончился провалом. Не решена ни одна из ключевых проблем: проведение референдумов по единой Конституции отложено до конца 2006г. - начала 2007г., а структура расходов евробюджета так и осталась несогласованной.

Призрак экономического кризиса, которым в конце 2003г. пугали США, неожиданно перебрался в Европу. Провал референдумов во Франции и Нидерландах обнажил старые экономические проблемы стран-доноров ЕС - Германии, Франции, Великобритании, Нидерландов, Швеции и Австрии. Будучи едиными в вопросе расширения Евросоюза, эти страны фактически отказались нести дополнительные бюджетные расходы на полученное геополитическое удовольствие. А утвердить их предстояло на саммите ЕС, проходившем 16-17 июня в Брюсселе.

Накануне саммита, награжденного такими эпитетами, как «чрезвычайный» или «антикризисный», чаще всего упоминали о проблемах, возникших между Францией и Великобританией по поводу бюджетных льгот, которые позволяли Соединенному Королевству ежегодно экономить почти 5 млрд. евро. Этот «британский чек» разбередил старые раны и нарушил дружескую атмосферу ЕС.

История «британского чека» начинается с 1979г., когда британский премьер-министр Маргарет Тэтчер убедила союзников в необходимости возврата части денежного вклада в общеевропейский бюджет в связи с тем, что сельское хозяйство Великобритании получает сравнительно небольшие дотации сообщества и фактически дотирует аграрный сектор других стран. Этот аргумент был услышан, и с 1984г. Великобритании стали возвращать часть ее взноса в бюджет сообщества.

Но сегодня максимальные взносы в бюджет ЕС из расчета на душу населения несут Нидерланды, Германия и Швеция, которые не согласны с компенсационным действием «британского чека» и предлагают его отменить или хотя бы заморозить на уровне 2003г., т.е. в размере 5,3 млрд. евро.

Великобритания готова обсуждать проблему, но только в контексте пересмотра общих расходов на аграрную политику ЕС, поглощающих 43% бюджета Сообщества, и переориентацией сэкономленных средств на развитие науки и образования. Просто отказаться от скидки или хотя бы заморозить величину компенсаций Британия не согласна, поскольку ее чистый вклад в формирование евробюджета, т.е. с учетом возврата части средств, заметно больше французской суммы - почти на 1 млрд. евро.

Франция получает четверть всех дотаций, предназначенных для сельского хозяйства Европы, и возражает против пересмотра аграрной политики ЕС. Эта позиция находит поддержку у Германии, Ирландии и Польши. Зато Великобританию в вопросе пересмотра общей аграрной политики ЕС поддержали Швеция и Нидерланды, так и не постигшие смысл субсидий в сельское хозяйство таких небедных стран, как Италия и Испания.

Это не первая попытка реформирования аграрной политики ЕС. В 2002г. было решено заморозить единый бюджет на сельское хозяйство. Страны ЕС договорились, что с 2007г. по 2013г. он составит 293 млрд. евро. Теперь же Люксембург предлагает увеличить сумму совместных агрорасходов до 303 млрд. евро: существующий бюджет стал недостаточным после вступления в ЕС десяти новых стран. И последнее обстоятельство в свете возникших проблем представляется наиболее важным.

Дело ведь не в «британском чеке» или конфликте между Францией и Великобританией, даже не в аграрных проблемах ЕС. Главным предметом дискуссий во второй день саммита стала величина отчислений в бюджет расширившегося Евросоюза. Вот в этом вопросе все страны-доноры были едины, отстаивая прежнюю ставку отчислений в размере не более 1% ВВП и формирование семилетнего бюджета в размере 815 млрд. евро.

Еврокомиссия, учитывающая произошедшее расширение ЕС до 25 членов, предлагала повысить ставку отчислений до 1,14% ВВП и сформировать на семилетний период общий бюджет в размере 1,022 трлн. евро. Но был и третий вариант, предложенный Европарламентом и предусматривающий ставку национальных отчислений в размере не менее 1,07% ВВП с выходом на величину бюджетных поступлений за семь лет в размере 975 млрд. евро.

Кроме предложенных существует и компромиссный вариант Люксембурга, предложившего сформировать бюджет в сумме 871 млрд. евро, заморозить величину британской скидки до 2013г. и из освободившихся средств выделить 1 млрд. для содействия будущим членам ЕС Болгарии и Румынии.

Но все новые варианты бюджета были отвергнуты Великобританией и примкнувшими к ней странами-донорами. Этот итог встречи Жан-Клод Юнкер, председатель саммита ЕС и премьер-министр Люксембурга, назвал ударом, по сравнению с которым бледнеет провал евроконституции, и добавил: «Нельзя сказать, что Европа находится в кризисе - она в глубоком кризисе».

Спасти саммит попытались руководители десяти стран - новых членов ЕС, благородно решившие отказаться от части бюджетной доли ради достижения целей и идеалов единой Европы. Однако и это предложение не нашло поддержки у членов некогда дружной европейской семьи.
Добавить комментарий
Проверочный код