Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№22 (490) 06 июня 2005 г. Тема недели

СЛАБО ДОГНАТЬ И ПЕРЕГНАТЬ

06.06.2005
Ярослав РОМАНЧУК

Решительное «нет» евроконституции избирателей Франции и Голландии - прямое следствие растущих экономических проблем ЕС и кризиса самого Союза. Что-то надо менять. Безработица высокая. Дефицит бюджета хронический. Производительность труда по сравнению с США и Японией низкая, зато налоги гораздо выше. Торговый протекционизм процветает, а евро не привело к выравниванию цен. Стареющее население, сокращающаяся рабочая сила вкупе с растущим дефицитом пенсионной системы и дорогим здравоохранением - все эти проблемы удвоением количества заседаний Еврокомиссии не решить. В такой ситуации первым на очереди «козлом отпущения» традиционно являются иммигранты и новые члены ЕС - претенденты на европейский пирог.

Обвинять во всем мусульман и евреев, поляков или греков можно, но контрпродуктивно. Старожилы ЕС сами виноваты в интенсификации проблем и в растущем недоверии граждан стран Союза к этому интеграционному проекту. Весной 2005г. чиновники и эксперты Еврокомиссии убедительно показали, что ЕС не выполняет принятых на себя обязательств. Речь идет о стратегическом документе - Лиссабонской стратегии экономического, социального и экологического возрождения (ЛС), принятой в 2000г. с целью превратить Евросоюз в самый конкурентный страновой блок в мире, догнать и перегнать Америку.

ЕС БЕЗ ЛС

Эксперты Еврокомиссии пришли к неутешительному выводу: ЛС не выполняется. ЕС как блок и его самые крупные члены не становятся более конкурентоспособными. Механизмы реализации ЛС либо не созданы, либо заблокированы на уровне национальных правительств и Брюсселя. При отсутствии механизмов наказания за невыполнение принятых договоренностей Лиссабонская стратегия превратилась в очередную декларацию. Более того, сразу после ее принятия Союз вступил в полосу стагнации, рецессии и быстрого роста дефицита бюджетов.

СПРАВКА «БГ». В 2004г. мировая экономика выросла на 5,1%, ЕС-25 - только на 2,4%. Лиссабонская стратегия предполагала, что ВВП будет расти по 3% в год. Репутация Европейского центрального банка (ЕЦБ) как бастиона жесткой монетарной политики не соответствует действительности. За 6 лет его существования денежный показатель M3 увеличивался на 6,7% в год при целевых темпах роста 4,5%. Среднегодовый индекс потребительских цен (ИПЦ) составил 2,2%, а ЕЦБ планировал, что ИПЦ будет менее 2%. Дефицит бюджета в ЕС-25 в 2004г. достиг 2,6%, причем треть стран Союза превысили установленный лимит (3%), но не понесли никакого наказания.

Как пишут эксперты Еврокомиссии, «к сожалению, после принятия Лиссабонской стратегии-2000 экономический климат испортился. С середины 2000г. до середины 2003г. экономику потрясла целая серия кризисов и шоков. К ним относится шок цен на нефть середины 2000г., банкротство компаний dot.com в 2001г., падение объемов мировой торговли в 2001г., укрепление евро с середины 2002г., бухгалтерские скандалы и проблемы платежеспособности в больших странах, геополитическая неопределенность, вытекающая из террористических актов, а также война в Ираке».

Несмотря на то, что основные конкуренты ЕС столкнулись с теми же проблемами, разница в ВВП на душу населения между ЕС-15 и США не сократилась, оставшись на уровне 71% в 2004г. Значительно ухудшилась в ЕС-15 производительность труда: в середине 90-х гг. она достигла уровня 97% от США. В 2005г. эксперты прогнозируют падение до 88% от уровня США.

Таблица

ТРАТИТ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЗАРАБАТЫВАЕТ

После принятия Лиссабонской стратегии правительства совершено забыли о дисциплине госфинансов. Средний дефицит бюджета увеличился с 0,2% ВВП в 2000г. до 2,8% ВВП в 2003г. и 2,6% в 2004г. (в зоне евро - 2,8% ВВП). Из-за поведения правительств страны ЕС увеличили и свои долги. Отношение «долг/ВВП» в ЕС-15 выросло с 64,1% в 2000г. до 64,7% в 2004г. На уровне ЕС-15 госинвестиции составляли постоянную величину - около 2,5% ВВП с конца 90-х гг. Госрасходы на науку стабилизировались на уровне 0,7-0,8% ВВП в 2001-02гг. В 1999г. госрасходы на экологию составили 34,1 млрд. евро, или 0,42% ВВП.

Правительства стран ЕС по-прежнему должны тратить огромные деньги на выплату пособий по безработице и развитие рынка труда. В год принятия ЛС безработица в ЕС-25 составляла 8,6%, в 2004г. - 9%. ЕС в 2000-06гг. только из средств структурного фонда выделяет на борьбу с безработицей 60 млрд. евро - это, пожалуй, одна из самых неэффективных госпрограмм в мире.

Основными элементами ЛС являются также поддержка науки и инновационной деятельности, социальных и транспортных проектов, охрана окружающей среды. Все эти направления требуют увеличения госрасходов. Предложений по тому, как тратить деньги, в Стратегии много, а вот как их заработать, европейские политики и эксперты не очень хорошо представляют.

СТАРЕЮЩАЯ ЕВРОПА

При сохранении текущих демографических трендов средний возраст жителя Германии в 2050г. составит 55 лет. Этот тревожный процесс набирает силу в большинстве стран ЕС. Европейцы должны повысить пенсионный возраст, но политически сделать это очень сложно. В 2003г. Франция повысила пенсионный возраст для госслужащих с 55 до 57,5 лет и получила массовые забастовки.

СПРАВКА «БГ». С 2000г. по 2015г. размер возрастной группы 0-14 лет сократится на 11%, а к 2030г. - еще на 6%. Возрастная группа 15-29 лет также быстро сокращается - на 12% до 2015г., а в 2015-30гг. - еще на 11%. Зато количество представителей возрастной группы 50-64 лет увеличится с 22% до 28% рабочей силы. Число людей в возрасте свыше 65 лет в 2000-15гг. увеличится на 22%, а в 2015-30гг. - еще на 27%. Число людей старше 80 лет достигнет 20 млн. к 2015г. и 27 млн. к 2030г.

ДЕФИЦИТ ЧАСТНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В НАУКУ И ИННОВАЦИИ

Европейские эксперты признают, что локомотивом технологического прогресса должны быть частные инвестиции. ЛС поставила задачу увеличения расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) до 3% ВВП к 2010г. Причем доля финансирования частным бизнесом должна составить две трети этой суммы. В 1999-02гг. расходы на НИОКР в ЕС росли очень медленно, составив в 2002г. 1,99% ВВП. Для сравнения: в США они доходят до 2,76%, в Японии - до 3,12%. В отличие от США, бюджетные трансферты все больше используются в качестве прямой помощи избранным частным компаниям. Объем этих трансфертов варьируется от 10% до 70%.

ЕС до сих пор не может предотвратить утечку мозгов и денег из этого важнейшего экономического сектора. Отставание от США остается значительным. В 2003г. ЕС инвестировал 10,7 млрд. евро венчурного капитала, а США - $18,4 млрд. Об эффективности госпомощи в этой сфере убедительно свидетельствует вывод экспертов Еврокомиссии: «Несмотря на попытки стран - членов ЕС сократить или перенаправить помощь, 49 млрд. евро госпомощи существенно исказили конкурентное поле на внутреннем рынке ЕС».

ВЫСОКИЕ НАЛОГИ И БЮРОКРАТИЗАЦИЯ

Рассуждая о конкурентоспособности, чиновники и эксперты ЕС могут говорить о чем угодно, только не о снижении налогов. Более того, они хотят ликвидировать налоговую конкуренцию в новых странах ЕС и Ирландии. Даже Швейцария попала под жесткий прессинг. Эксперты пишут, что после принятия ЛС «был достигнут значительный прогресс в упразднении вредной налоговой конкуренции». Имея долю госрасходов в ЕС на уровне 42-48%, Брюссель не видит в этом ключевого фактора потери конкурентоспособности экономики и, как следствие, роста социальных проблем.

Считая высокие налоги несправедливыми, европейцы все чаще предпочитают работать в «серой» экономике. В Германии, к примеру, общие налоги на начисленную зарплату составляют 52%, во Франции - 48%, Голландии - 43% (для сравнения: в США - 29%, Японии - 27%, в Новой Зеландии - всего 21%). Налоги на прибыль юрлиц в ЕС также одни из самых высоких в мире.

ЕС старается дебюрократизировать свою экономику, но делает это очень медленно. Несколько стран существенно снизили время и стоимость открытия бизнеса. В целом ряде государств стала возможной регистрация компаний через Интернет. Однако это лишь начало реальной либерализации. Опросы бизнесов показывают, что ежегодные расходы компаний на выполнение налоговых требований государства составляют 2,5-3% выручки для малого бизнеса, для крупного - всего 0,02%. Это еще один дополнительный налог, который больнее бьет по бедным. А состоятельные граждане продолжают рассуждать о пользе постмодернизма и опасностях однополярного мира.
Добавить комментарий
Проверочный код