Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№22 (490) 06 июня 2005 г. Тема недели

ЕвроNONсенс

06.06.2005
Виктор МАРТИНОВИЧ

Референдумы, прошедшие 29 мая и 1 июня во Франции и Нидерландах, решили судьбу не только европейской Конституции. Когда граждане этих стран явились на участки, чтобы выразить негодование национальными правительствами путем провала почти никем не читанного документа, они ненароком приняли участие еще в одном электоральном мероприятии - незримом плебисците о том, быть или не быть Александру Лукашенко президентом Беларуси после 2006г. Запоров Конституцию и ввергнув ЕС в состояние хаоса, французы и голландцы постановили: быть! Белорусскому президенту в очередной раз потрясающе повезло: в ближайшие месяцы не только Европе, но и всему миру будет слегка не до нас.

Большинство белорусских экспертов склонны полагать, что бардак в ЕС на ситуации в Беларуси либо не отразится никак, либо отразится слабо. 30 мая лидер ПКБ Сергей Калякин заявил БелаПАН, что отрицательный ответ граждан Франции на референдуме «затормозит процесс европейской интеграции, но не прекратит его». Калякин уверен: нынешние события - всего лишь «пауза для того, чтобы еще раз проанализировать текст Конституции и найти консенсус, который устроил бы и новую, и старую Европу».

Председатель БНФ Винцук Вячорка также предположил, что «нет», сказанное французами, не означает «нет» европейской интеграции в целом. Политолог Андрей Федоров в эфире Радио «Свабода» заявил, что для Беларуси «ничего не изменилось» после событий в ЕС, программа «новые соседи» изменению не подвергнется.

Несмотря на то, что программа взаимоотношений со странами, граничащими с ЕС, действительно меняться не будет (и на нас она не распространяется ввиду особенно теплых отношений между Минском и Брюсселем), мы все же склонны полагать, что события последней недели кардинальным образом изменили акценты не только в белорусско-европейских отношениях, но и во внутриполитических перспективах Беларуси.

Первый блок проблем, на которые мы обречены после фиаско основного еврозакона, связан с утраченными перспективами, сулимыми Беларуси проваленным текстом Конституции.

Мало кто теперь уверен в том, что уже одобренный Литвой, Венгрией, Словенией и Испанией вариант документа в принципе будет когда-либо принят. Звучат предложения вообще остановить процесс дальнейшей ратификации основного закона. Ясно одно: до белорусских выборов 2006г. ЕС будет работать по-старому.

Европа приняла активное участие в разрешении политического кризиса на Украине. У некоторых даже складывается впечатление, что своим приходом к власти Виктор Ющенко обязан отнюдь не США, а ЕС. Часть экспертов небезосновательно надеялась на то, что ЕС будет «курировать» и белорусские выборы. С новым устройством реагировать на информационные поводы, порождаемые официальным Минском, Европе удавалось бы куда оперативней.

До этого единственной ощутимой проблемой в работе институций ЕС по белорусской тематике была некоторая неповоротливость, обусловленная усложненной процедурой коллегиального принятия решений. Конституция упрощала управление ЕС, делегируя больше полномочий Европарламенту и актуализируя несколько центров сильной власти, которые могли бы эффективней отрабатывать белорусскую тематику.

Второй блок проблем связан с воцарившимся в ЕС хаосом. Несмотря на то, что всю прошедшую неделю то и дело звучали уверенные комментарии разнообразных высокопоставленных представителей ЕС о том, что, мол, все хорошо, четкой схемы действий не озвучил никто. Да и как тут выработаешь эту схему, если такого рода решения должны приниматься коллегиально, а 25 лидеров стран не то что убедить в чем-то - вместе собрать в один день проблематично…

Еще несколько месяцев назад в коридорах евроинституций доминирующим настроением был оптимизм, глухая уверенность, что теперь ЕС будет расти и расти, вберет в себя сначала Болгарию и Румынию, затем Турцию, а там и до Украины и с Беларусью дело дойдет. Все шло слишком гладко: введение евро, укрепление его курса, резкое расширение, наконец, события в Киеве и перспектива тесно подружиться еще с одной восточноевропейской страной. Провал Конституции некоторые политологи уже назвали «самым серьезным кризисом в истории европейского строительства», «политическим землетрясением». А когда трясет, не до расширения жилплощади: надо хватать то, до чего руки дотягиваются, и драпать подальше.

За последние годы ЕС показал, что умеет выигрывать, эффектно используя плоды предыдущих побед для завоевания новых. Нынешний удар продемонстрирует, может ли он проигрывать с пользой для себя.

Политолог Юрий Шевцов, комментируя сложившуюся ситуацию Радио «Свабода», предположил, что теперь на некоторое время странам Центральной Европы будет дан карт-бланш во внешних сношениях: «Политика ЕС в отношении Беларуси в более значительной степени станет политикой Литвы, Польши и, может, Украины». Стоит ли объяснять, что для отдельно взятой страны политический климат и наличие демократических свобод в Беларуси куда менее важны, чем товарооборот, возможность заработать. Отсюда вытекают возможности укрепления позиций белорусского президента накануне выборов.

Самое тревожное для белорусов в итогах этих референдумов - изменившееся отношение граждан ЕС к новым членам в целом и восточноевропейским странам в частности. Говорят, голландская молодежь голосовала против Конституции из-за… провала нидерландской участницы на конкурсе «Евровидение» в Киеве. Голландцы верят, что их соотечественница не прошла в финал из-за «заговора восточноевропейцев, которые голосуют друг за друга».

Растущая в ЕС ксенофобия, неприязнь к аутсайдерам, странам-новичкам, претендентам на рабочие места, готовым работать за 300 евро в месяц, нашла концентрированное выражение в событиях прошедшей недели и привела к тому, что теперь острие внимания европейских чиновников должно переместиться из области борьбы за права человека в сферу противостояния исламскому фундаментализму и нелегальной миграции. Политики всегда делают то, чего ждет от них народ. Борьбы за демократизацию избирательного законодательства и освобождения политзаключенных в странах с авторитарными режимами европейские народы жаждут не особенно. А потому новых майданов может просто не быть.
Добавить комментарий
Проверочный код