Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№22 (490) 06 июня 2005 г. Радости жизни

А ПОШЛО ОНО ВСЁ С МОЛОТКА…

06.06.2005
Марина ГУЛЯЕВА

«Наша главная цель - содействие развитию цивилизованного рынка произведений искусства в Беларуси, создание условий для продвижения национального искусства, содействие белорусскому творческому потенциалу в выходе на международные рынки», - заявлял в марте прошлого года, накануне первого в Беларуси аукциона, гендиректор антикварно-аукционного дома Paragis Андрей Березин. Видимо, создатель Paragis был настолько уверен в успехе задуманного, что поспешил запечатлеть свой профиль на первых страницах четырех изданных каталогов. Кстати, пятый, в котором должна была присутствовать проданная за $650 тыс. скандальная картина Марка Шагала, почему-то не последовал. Ни один аукционный дом не обходится без каталога выставленных на торги предметов искусства, в том числе и всемирно известный Christie`s, с которым Paragis себя сравнивал.

Появление аукционного дома Paragis в отечественном арт-бизнесе было встречено крайне положительно. По оценке одного из частных коллекционеров, «еще просто не оценили и не поняли, что на самом деле произошло. Это очень серьезный прорыв - создан антикварно-аукционный дом, который систематически будет заниматься продажей произведений искусства. Это один из показателей не только уровня развития города и страны, но и демократической среды в обществе».

На первом аукционе была продана четверть от 270 представленных работ, и этот результат специалисты оценивали как «блестящий».

«Аукцион - это один из механизмов, позволяющих оценивать ситуацию на рынке. Во-первых, было представлено около 270 работ - это много. Во-вторых, Минск стал первым городом, где аукционное движение началось с современного искусства. Тоже, кстати, показатель в пользу Беларуси. В-третьих, $5 тыс., за которые была продана работа Исачева (самый дорогой лот первого аукциона. -
М.Г.) - очень неплохо для первого раза.

Все зависит от той политики, которую будет проводить дом: как он будет работать с авторами, будут ли выставляться достойные произведения по хорошим ценам, не унижающим художника. Если внутренняя цена будет соответствовать цене, сформировавшейся на международном рынке, тогда все будет развиваться в правильном русле. Если же внутренние цены аукционный дом захочет поставить ниже, чем за рубежом, и начнет выламывать руки художнику по принципу «мы не продали тебя за тысячу долларов, отдай нам за сто», то, естественно, художники не будут с ним работать. А сам дом превратится в маленькую ярмарку, где продают свои картины дилетанты»
.

По оценке специалистов, именно это уже на втором году работы первого белорусского антикварно-аукционного дома и произошло.

Несмотря на успех первого аукциона, после его проведения один из двух спонсоров - компания «Австрийские Авиалинии» - отказалась поддерживать проект. Хотя, как сказал представитель компании, «во-первых, нам очень понравилась идея, во-вторых, предполагаемая аудитория антикварного дома вписывалась в нашу целевую группу». Но «нас не очень устраивает, когда правая рука не знает, что делает левая... Ожидания, которые мы возлагали на этот проект, не оправдались».

Вторая компания-спонсор, «Сименс», тоже отказалась поддерживать Paragis. Ожидания, подогретые самим антикварным домом, действительно были серьезными. Paragis обещал, что на первый аукцион приедут представители всемирно известного Sotheby’s, однако никто не приехал. А если бы такое вдруг и случилось, то у аукционистов Sotheby’s была бы масса поводов для удивления не только современным белорусским искусством, но и размером комиссии Paragis - 20%. Кроме того, белорусский аукционный дом взимает еще «премию покупателя в размере 10% от окончательной цены» (см. «Условия проведения аукциона антикварно-аукционного дома Paragis», опубликованные в последнем каталоге в марте 2005г.).

Sotheby’s не взимает никаких дополнительных премий с покупателя и размер комиссионных устанавливает в зависимости от стоимости лота. Если она составляет $5 тыс. и больше, то комиссионные 10%. От $1 тыс. до $5 тыс. - 15%, до $1 тыс. - 20%.

Потом заявлялась фигура известного итальянского галерейщика, который тоже почему-то не посетил белорусские торги. Активно рекламировался шоумен Леонид Якубович, который должен был проводить аукцион. Насколько нам известно, г-н Якубович побывал по этому поводу в Минске, поизучал масштабность мероприятия, солидность самого дома и… укатил на свое «Поле чудес».

Видимо, масштабы по сравнению с московскими оказались несколько иными. Один из старейших московских аукционных домов «Альфа-Арт» существует при поддержке крупнейшего российского банка «Альфа-банк». Аукционные дома, если они претендуют на солидную репутацию, о чем заявляет Paragis, не создаются сами по себе, их поддерживают крупные промышленные группы, банки, корпорации.

«Альфа-Арт» имеет представительства в Санкт-Петербурге, Великобритании. Его каталоги оформлены очень солидно, на первой странице внушительный перечень экспертов: специалисты Третьяковской галереи, Пушкинского музея, Русского музея, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства и т.д. Применительно к каждому виду искусства, представленному в каталоге, обязательно есть экспертная оценка. Ни один каталог Paragis не имеет перечня экспертов вообще. Как заявляется в правилах дома, «антикварно-аукционный дом Paragis получает информацию о предметах, выставленных на торги, от продавца», он «не обязан, но вправе проводить экспертизу предметов» и «несет ответственность лишь за соответствие информации о лоте, приведенной в каталоге аукциона, экспертному заключению». Самый любопытный, последний пункт этого правила: Paragis «не несет ответственности за компетентность экспертов и содержание экспертного заключения (курсив наш. - М.Г.)».

Получается, что дом отвечает лишь за грамотное с точки зрения орфографии изложение экспертной или считающейся таковой оценки, но гарантий покупателю не дает. И подкрепляет это еще одним пунктом: «Антикварно-аукционный дом Paragis обладает исключительным правом определять содержание Условий проведения аукциона, изменять и отменять любые из Условий полностью или частично».

Самое главное, не оправдала ожиданий ценовая политика белорусского антикварного дома. Если аукцион определяет температуру на арт-рынке, то с каждыми торгами она становилась все ниже. Известные художники, чьи имена больше известны в Европе, чем на родине, в Paragis выставлялись за $250-300 и меньше. Патриарх отечественного искусства Михаил Савицкий вообще был оценен в $150-200. Но даже эти смешные деньги художникам иногда не выплачивали по полгода. Были случаи, когда возвращали испорченные работы, ведь в соответствии с правилами аукционного дома он «вправе, но не обязан за свой счет страховать предметы торгов».

Как рассказывают наши собеседники, в Paragis «устанавливались неприличные цены». Вместо следования заявленным целям (развитие цивилизованного рынка и проч.) и поднятия престижа национальной культуры, по оценкам минской арт-публики, получалась ценовая «дискредитация белорусского искусства».

Председатель Белорусского союза художников Владимир Басалыга говорит, что уже «после первого аукциона были нарекания со стороны художников… Считаю, что такого положительного результата, как пропаганда белорусского искусства, аукционный дом не достиг. Недаром они уцепились за Шагала, очень легкий путь сделать себе имя: весь мир торгует Шагалом - и мы торгуем Шагалом».

По мнению еще одного нашего собеседника, «аукционный дом, безусловно, нужен, но нельзя заниматься арт-бизнесом, выдавая массовые произведения за национальное достояние».
Добавить комментарий
Проверочный код