Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
«Нет в Беларуси того человека, который не знает о вас как о председателе великой страны» - сообщил Александр Лукашенко председателю КНР. А насколько хорошо вы знаете Си Цзиньпина?
давно на короткой ноге с товарищем Си
лично не знаком, но есть общие знакомые
пересекались пару раз на тусовках
тщательно отслеживаю каждый шаг товарища Си
не помню, кто это, но раз президент говорит, наверное, мы знакомы
№22 (490) 06 июня 2005 г. Радости жизни

«МАМОНТ» ВЗМЕТНУЛ БИВНИ

06.06.2005
Ася КАЛИТИНА

№ 22 [490] от 06.06.05 - Международный фестиваль авангардного искусства «Мамонт» - это «единственный фестиваль на постсоветском пространстве, который не занимается бизнесом». Казалось бы, что в этом хорошего? Ан нет, в этом «самая большая наша удача»: ведь такой же некоммерческий «фестиваль в Юрмале («Ассамблея неукрощенной моды») воспитал некогда самые громкие имена в российской fashion-среде», в том числе автора этих слов Андрея Бартенева. В минувший week-end Бартенев вместе с коллегами - дизайнерами Виолеттой Литвиновой и Максимом Черницовым - оценивал белорусский «авангард» на фестивале «Мамонт-2005». Реанимированный без участия ныне живущего в Москве отца-основателя Юрия Бреуса «Мамонт» показал бивни и иные, менее причесанные части тела.

«ОТБРОСЫ» НА «МАМОНТЕ»

Еще накануне организаторы обещали необычайный и запоминающийся перформанс. Два экскаватора, воздев ковши к небу, исполняли под бой барабанов ритуальный танец. Совершив последнее «поклонение», вместе с мусором, грудой бумаги, целлофана и тряпок вдруг они выбросили на асфальт людей. Странные, страшные, нелепо одетые - кто в пиджаке на несколько размеров больше, чем надо; кто в балахоне, кто в юбке на голое тело, - «отбросы» медленно поднимались, оглядывались и, осторожно ступая босыми ногами, поднимались по лестнице в концертный зал «Минск». Им наступали на длинные подолы зрители, спешившие занять свои места, толкали их и, извинившись, серьезно спрашивали: «Вы позволите пройти?» Они же медленно двигались, позволяли себя толкать и смешивались с толпой, казавшейся столь же старомодной и нелепой, как и они.

Едва погас свет, на подиуме стали появляться девушки с дымящиеся кофейными чашками на голове («Кофе в городе») и израненная, забинтованная любовь (коллекция «Призраки любви» от студии «Авантаж»). Кокетливые девчушки с высокими прическами в стиле 70-х, широкими поясами и жемчужными нитями вышагивали перед зрителями.

Позже жюри заметило, что в Минске есть все материалы для работы. «У вас столько всяких проволочек! Мне пол-Москвы носит компакт-диски, а у вас такие дешевые CD», - радостно сообщала Виолетта Литвинова. Однако на «Мамонте-2005» большинство коллекций было сделано из ткани, бумаги, бинтов и марли.

«МОЖЕТ, ВАМ ЛУЧШЕ В ГРОБОВЩИКИ?»

«Это все уже было», - подводил итог редактор журнала Fashion Collection Александр Рымкевич. «Такого мы не видели нигде», - не соглашались Виолетта Литвинова и Андрей Бартенев. Сходились они в одном: нынешний «Мамонт» хоть во многом и походил на предыдущие фестивали, отличался ярко выраженными протестными настроениями, которых в передовой авангардной моде даже больше, чем нужно: «70%». Протест против несправедливости, против всех форм насилия - «бытового», гражданского и сексуального; «рефлексии по поводу трудного детства и того, что все мы - от сохи…»

Из 48 работ, представленных на суд жюри, от силы десяток выделялся позитивным настроением. И даже будучи «несколько недоработанными», эти коллекции фактически одним только настроением обеспечили себе победу. «Нельзя портить свою душу такими темными образами, - чуть позже поучала белорусских дизайнеров-авангардистов Виолетта Литвинова. - Мы выбирали Ваську, потому что он любит свое дело, а Манька - не любит. Манька разрушает, а Васька - создает». «Поймите: темное - бесконечно, но и светлое тоже бесконечно, - вторил ей fashion-гуру Бартенев. - Если все столь печально, то, может, вам лучше в гробовщики пойти или могилы копать?»

АВАНГАРД - ЭТО ГРУДЬ И СРЕЗЫ КАРТОШКИ

Наш авангард, как оказалось, - не только нескончаемая тема насилия, которая, как заметил позже Александр Рымкевич, «симптоматична для белорусского общества». Это еще и голая грудь». Обсуждая с дизайнерами коллекции, Бартенев недоумевал: почему для белорусов topless - авангард? «Я недавно был в Лиссабоне. Там обнаженный топ - это норма даже для показов prкt-a-porte». По словам художника, сегодня за границей обнажаются даже мужчины. «А в Беларуси, кажется, вовсе нет мужчин, - возмущалась Литвинова. - У вас большой недостаток мужских коллекций. Ну создайте же для них что-нибудь яркое. Почему они у вас ходят в черном?» «Действительно, - вмешивался Бартенев, - Москва раньше тоже ходила серая, грязная. А сейчас посмотрите, какая она яркая. Иногда я даже думаю: вот идиоты, чего они такое оранжевое напялили, если даже я в таком уже не хожу. Так творите же! Создавайте яркие коллекции! Пусть кто-то думает, что вы сумасшедшие. Вы не больны, вы - впереди планеты всей».

Кстати, самыми «сумасшедшими» и «передовыми» коллекциями из всех отобранных для гала-показа работ московские дизайнеры посчитали Гран-при фестиваля - коллекцию «Тот самый чай» от лауреата «Мамонта-2001» Павла Панаскина, ушанки-кринолины из коллекции «Леди спецназа» и льняные наряды Екатерины Шукало «Прыданае», пожурив остальных дизайнеров: «У вас в Беларуси столько льна! Так сделайте же льняную коллекцию: разрисуйте, нанесите принты. Или нашейте платье из срезов картошки. Поймите, авангарда не существует, сегодня сама жизнь и все ее проявления - и есть авангард».
Добавить комментарий
Проверочный код