Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№22 (490) 06 июня 2005 г. Радости жизни

«МАМОНТ» ВЗМЕТНУЛ БИВНИ

06.06.2005
Ася КАЛИТИНА

№ 22 [490] от 06.06.05 - Международный фестиваль авангардного искусства «Мамонт» - это «единственный фестиваль на постсоветском пространстве, который не занимается бизнесом». Казалось бы, что в этом хорошего? Ан нет, в этом «самая большая наша удача»: ведь такой же некоммерческий «фестиваль в Юрмале («Ассамблея неукрощенной моды») воспитал некогда самые громкие имена в российской fashion-среде», в том числе автора этих слов Андрея Бартенева. В минувший week-end Бартенев вместе с коллегами - дизайнерами Виолеттой Литвиновой и Максимом Черницовым - оценивал белорусский «авангард» на фестивале «Мамонт-2005». Реанимированный без участия ныне живущего в Москве отца-основателя Юрия Бреуса «Мамонт» показал бивни и иные, менее причесанные части тела.

«ОТБРОСЫ» НА «МАМОНТЕ»

Еще накануне организаторы обещали необычайный и запоминающийся перформанс. Два экскаватора, воздев ковши к небу, исполняли под бой барабанов ритуальный танец. Совершив последнее «поклонение», вместе с мусором, грудой бумаги, целлофана и тряпок вдруг они выбросили на асфальт людей. Странные, страшные, нелепо одетые - кто в пиджаке на несколько размеров больше, чем надо; кто в балахоне, кто в юбке на голое тело, - «отбросы» медленно поднимались, оглядывались и, осторожно ступая босыми ногами, поднимались по лестнице в концертный зал «Минск». Им наступали на длинные подолы зрители, спешившие занять свои места, толкали их и, извинившись, серьезно спрашивали: «Вы позволите пройти?» Они же медленно двигались, позволяли себя толкать и смешивались с толпой, казавшейся столь же старомодной и нелепой, как и они.

Едва погас свет, на подиуме стали появляться девушки с дымящиеся кофейными чашками на голове («Кофе в городе») и израненная, забинтованная любовь (коллекция «Призраки любви» от студии «Авантаж»). Кокетливые девчушки с высокими прическами в стиле 70-х, широкими поясами и жемчужными нитями вышагивали перед зрителями.

Позже жюри заметило, что в Минске есть все материалы для работы. «У вас столько всяких проволочек! Мне пол-Москвы носит компакт-диски, а у вас такие дешевые CD», - радостно сообщала Виолетта Литвинова. Однако на «Мамонте-2005» большинство коллекций было сделано из ткани, бумаги, бинтов и марли.

«МОЖЕТ, ВАМ ЛУЧШЕ В ГРОБОВЩИКИ?»

«Это все уже было», - подводил итог редактор журнала Fashion Collection Александр Рымкевич. «Такого мы не видели нигде», - не соглашались Виолетта Литвинова и Андрей Бартенев. Сходились они в одном: нынешний «Мамонт» хоть во многом и походил на предыдущие фестивали, отличался ярко выраженными протестными настроениями, которых в передовой авангардной моде даже больше, чем нужно: «70%». Протест против несправедливости, против всех форм насилия - «бытового», гражданского и сексуального; «рефлексии по поводу трудного детства и того, что все мы - от сохи…»

Из 48 работ, представленных на суд жюри, от силы десяток выделялся позитивным настроением. И даже будучи «несколько недоработанными», эти коллекции фактически одним только настроением обеспечили себе победу. «Нельзя портить свою душу такими темными образами, - чуть позже поучала белорусских дизайнеров-авангардистов Виолетта Литвинова. - Мы выбирали Ваську, потому что он любит свое дело, а Манька - не любит. Манька разрушает, а Васька - создает». «Поймите: темное - бесконечно, но и светлое тоже бесконечно, - вторил ей fashion-гуру Бартенев. - Если все столь печально, то, может, вам лучше в гробовщики пойти или могилы копать?»

АВАНГАРД - ЭТО ГРУДЬ И СРЕЗЫ КАРТОШКИ

Наш авангард, как оказалось, - не только нескончаемая тема насилия, которая, как заметил позже Александр Рымкевич, «симптоматична для белорусского общества». Это еще и голая грудь». Обсуждая с дизайнерами коллекции, Бартенев недоумевал: почему для белорусов topless - авангард? «Я недавно был в Лиссабоне. Там обнаженный топ - это норма даже для показов prкt-a-porte». По словам художника, сегодня за границей обнажаются даже мужчины. «А в Беларуси, кажется, вовсе нет мужчин, - возмущалась Литвинова. - У вас большой недостаток мужских коллекций. Ну создайте же для них что-нибудь яркое. Почему они у вас ходят в черном?» «Действительно, - вмешивался Бартенев, - Москва раньше тоже ходила серая, грязная. А сейчас посмотрите, какая она яркая. Иногда я даже думаю: вот идиоты, чего они такое оранжевое напялили, если даже я в таком уже не хожу. Так творите же! Создавайте яркие коллекции! Пусть кто-то думает, что вы сумасшедшие. Вы не больны, вы - впереди планеты всей».

Кстати, самыми «сумасшедшими» и «передовыми» коллекциями из всех отобранных для гала-показа работ московские дизайнеры посчитали Гран-при фестиваля - коллекцию «Тот самый чай» от лауреата «Мамонта-2001» Павла Панаскина, ушанки-кринолины из коллекции «Леди спецназа» и льняные наряды Екатерины Шукало «Прыданае», пожурив остальных дизайнеров: «У вас в Беларуси столько льна! Так сделайте же льняную коллекцию: разрисуйте, нанесите принты. Или нашейте платье из срезов картошки. Поймите, авангарда не существует, сегодня сама жизнь и все ее проявления - и есть авангард».
Добавить комментарий
Проверочный код