Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Продолжатся ли в стране «Марши рассерженных белорусов»?
президент отменит декрет N3 и снимет напряжение в обществе
марши захватят новые города
марши «тунеядцев» перерастут в регулярные уличные протесты
граждане заплатят налог и успокоятся
размер налога на «тунеядцев» увеличат до 50 б.в.
№22 (490) 06 июня 2005 г. Экономика

ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ по-белорусски

06.06.2005
Марина ГУЛЯЕВА

Неутомимо борясь с теневым оборотом товаров на различных сегментах рынка и защищая отечественного производителя от ненужной ему конкуренции, Минторг и Министерство по налогам и сборам в ближайшее время намерены сделать очередные шаги по пополнению казны: вслед за пивом и моторными маслами идентификационными знаками будут маркироваться чай и CD.

По результатам опроса Международного агентства социологических и маркетинговых исследований (МАСМИ) в Беларуси, проводившегося в 2001г. (по оценке поставщиков, ситуация практически не изменилась. - М.Г.), несколько раз в день чай пьет практически половина опрошенных. Почти каждый день не отказывают себе в этом удовольствии 35% респондентов.

Отвечая на вопрос «Что значит для вас потребление чая?», 23,3% опрошенных заявили, что получают наслаждение от вкуса и аромата; для 16,7% чай является напитком, который утоляет жажду; у 15,7% потребление чая вошло в привычку. Взбодряются с помощью чая 19,3%, для 11,9% чай - это неизменный атрибут отдыха. Есть еще категория потребителей, которая пьет чай, потому что считает его полезным для здоровья.

Таким образом, помимо того, что чай является продуктом повседневного спроса, для различных потребительских групп он выполняет вполне конкретные функции, за которые надо платить в соответствии с уровнем достатка. Более половины опрошенных предпочитают покупать чай на рынке, в три раза меньше респондентов приобретают его в магазине.

После инициатив Минторга и МНС можно предположить, что их станет еще меньше, потому что, по мнению крупнейших импортеров чая, напиток для отдыха, бодрости, удовольствия и здоровья станет значительно дороже. Хотя чиновники обещают, что этого не произойдет. Любопытно, на чем зиждется такая уверенность: может быть, эти марки будут производить и раздавать бесплатно? Минторг и МНС за счет своих средств закупят соответствующее оборудование для маркировки?

Как сказали в одной компании: «Какой, простите, дурак в Шри-Ланке будет для белорусского рынка закупать оборудование? Они скажут прямо: «Идите вы, ребята, с вашим рынком…»

Некоторые импортеры уже заявили, что откажутся от поставок чая, который и так «обложен» со всех сторон. Несмотря на свою безусловную социальную значимость и отсутствие чайных плантаций в стране, таможенная пошлина на чай составляет 20%, к ней нужно добавить 18% НДС. А теперь еще и расходы по закупке и наклейке идентификационного знака.

По оценке экспертов, если инициативы Минторга и МНС будут воплощены, доля импортного чая значительно уменьшится, какие-то бренды исчезнут совсем. Увеличится доля чаев, расфасованных в России, качество которых вряд ли удовлетворит любителей наслаждаться вкусом и ароматом.

Фактически, говорят импортеры, государство зарабатывает на социально-значимом продукте. Кстати, как и с пивом, и с моторными маслами, маркировка чая - белорусский эксклюзив: такого больше никто в мире не практикует.

«За все эти идеи заплатит потребитель… Мы же во всем идем своим путем», - с глухой тоской сказали поставщики одного из самых известных чайных брендов на отечественном рынке.

А потом утешили: «Не волнуйтесь, найдутся те, кто обойдет все препоны государства. Так что, может быть, ничего не изменится…»
Добавить комментарий
Проверочный код