Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№22 (490) 06 июня 2005 г. Экономика

ЧТОБ КАФКУ СДЕЛАТЬ БЫЛЬЮ

06.06.2005
Сергей ЖБАНОВ

Президентская интуиция опять оказалась точнее прогнозных расчетов правительства. Так можно охарактеризовать победные итоги работы народного хозяйства Беларуси за 4 месяца текущего года.

Намечая прогнозные экономические ориентиры на 2005г., Совмин опасался нехватки финансовых средств и проявил чрезмерную осторожность, предложив ограничиться темпами прироста ВВП в 7,5-8%. Но Александр Лукашенко интуитивно почуял, что есть еще скрытые резервы складских площадей, и настоял на ускоренных темпах прироста в 9-10%. Судя по результатам работы народного хозяйства Беларуси, президент оказался куда дальновиднее своего правительства.

31 мая состоялось заседание Совмина, на котором министр экономики Николай Зайченко рассказал о достигнутых успехах. Как и следовало ожидать, все основные параметры прогноза выполнены. Например, прирост ВВП послушно уложился в диапазон президентских желаний, застыв аккурат посередине президентского интервала на уровне 9,5%. В результате по данному показателю Беларусь оказалась на втором месте среди стран СНГ, уступив только Азербайджану с 14,2%.

Особенно приятно удивило сельское хозяйство, объем продукции которого увеличился на 13,1%, превзойдя даже промышленный рост в 11,2%, к которому в республике уже успели привыкнуть. При этом рентабельность реализованной продукции составила 17,1%, увеличившись по сравнению с тем же периодом прошлого года на 1,4%.

В первом квартале 2005г. произошло заметное снижение удельного веса убыточных предприятий по сравнению с первым кварталом прошлого года - с 36% до 26,9%. Но это скорее административная удача, чем крупный экономический успех. Резкое сокращение числа убыточных предприятий произошло за счет списания долгов убыточных сельхозорганизаций и их присоединения к стабильно работающим промышленным предприятиям и коммерческим структурам.

Находясь под впечатлением от достигнутого успеха, премьер Сергей Сидорский потребовал ужесточить сроки принятия мер по снижению убыточности предприятий и улучшению их финансового состояния. Ведомствам предложено распорядиться с неплатежеспособными промышленными предприятиями точно так же, как поступили со стабильно убыточными колхозами: простить долги и передать их на баланс благополучных промпредприятий.

Надо полагать, использование столь революционного метода оправдано по двум причинам. Во-первых, результат достигается в кратчайшие сроки, а во-вторых - позволяет добиваться положительного эффекта, несмотря на то, что затраты в промышленности на 1 рубль произведенной продукции растут, а не сокращаются. Но момент наведения порядка в экономике предприятий еще не настал. На эти мелочи можно не обращать внимания, до тех пор пока не исчерпан мощный административный ресурс по совершенствованию финансовых результатов.

Видимо, по этим же причинам правительство не стало утруждать себя детальным анализом складских запасов готовой продукции, возросших до 65,9% среднемесячного объема производства, полагаясь целиком на конкретные задания, установленные для каждого отраслевого министерства, ведомства и облисполкома.

Кабинет Сидорского знавал и большие размеры складских залежей, которые тем не менее раскидали по широким российским просторам через товаропроводящую и сбытовую сеть предприятий. Задача правительства - контролировать и думать. Но не о прошлом, а о будущих темпах прироста ВВП.

Премьер напомнил банкирам, что в 2005г. для развития экономики страны должно быть привлечено в среднем $1 млрд. банковских ресурсов. От выполнения этого задания зависят темпы роста инвестиций в основной капитал, которые за апрель составили 18,9%, сократившись на 3%. С этим правительство мириться не будет и ждет от министерств инвестиционных бизнес-планов, а от банкиров - долгосрочных иностранных ресурсов.

Текущие проблемы дефицита оборотных средств, испытываемого рядом предприятий, правительство собирается решать с помощью увеличения норматива внеочередных платежей на неотложные нужды с 10% до 20% от суммы средств, поступивших на счета предприятия. Принятие данного решения поможет отчасти решить проблему роста просроченной кредиторской задолженности, которая на 1 апреля превысила просроченную дебиторскую задолженность на 16,7%.

В общем, правительство делает все, чтобы не огорчить президента и сделать сказку былью. Ну, а если возникнут серьезные опасения за судьбу прогнозных показателей, то на этот случай у Александра Лукашенко припасен проект закона «О внесении дополнений в Уголовный кодекс РБ и изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РБ», предусматривающий уголовную ответственность руководителей за ухудшение финансового состояния предприятий и организаций.
Добавить комментарий
Проверочный код