Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№20 (488) 23 мая 2005 г. Визави

ЧАРКА, ШКВАРКА И ТРАСЯНКА

23.05.2005
Елена АНКУДО, Марина ГУЛЯЕВА

«Между протчим», как говорил один из «тутэйшых» в пьесе Янки Купалы «Тутэйшыя», помимо множества различных госпрограмм (от возрождения села до пивоварения), в стране полным ходом идет реализация госпрограммы информационного обеспечения внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Беларуси в 2005г. По словам замначальника управления информации МИДа Руслана Есина, цель программы - распространение объективной информации о Беларуси за рубежом. Программа предусматривает повышение результативности информационной и пропагандистской работы республиканских органов госуправления за рубежом, издание информационно-рекламных материалов о Беларуси на различных языках. Что мы можем показать миру? Какими мир уже увидел нас? Об этом корреспонденты «Белорусской газеты» беседовали с председателем правления общественного объединения «Агро- и экотуризм» Валерией КЛИЦУНОВОЙ и журналистом словацкой газеты SME Любомиром ГОМБОШЕМ.

Валерия КЛИЦУНОВА: «ГДЕ ЕЩЁ ПОДАДУТ ТАКУЮ ШКВАРКУ?»

- Какой образ Беларуси распространен среди иностранцев?


- Образа просто нет. С нашей страной ничего не ассоциируется. Поэтому стоит большая задача - создать внятный образ Беларуси. Это очень серьезная работа для маркетологов. Турция, решив выходить на международный туристический рынок, наняла очень дорогое английское агентство. На мой взгляд, иностранцев может заинтересовать наша природа и наш народ, белорусский образ жизни. Мы должны использовать то, что действительно отличает нас от других стран, - природу и образ жизни. И не просто образ жизни, а именно сельский. Почему это так интересует иностранцев? Потому что у них все это было в XVIII-XIX вв., а у нас существует до сих пор. Сельский и экологический туризм может привлечь иностранцев, которым интересны наши обычаи, праздники, ремесла. Все, что кажется для нас нормой, для них уже экзотика.

- Например?

- Все, начиная от деревенской кухни. А ведь в Европе существует такое понятие, как гастрономические туры, очень, кстати, популярные. У нас есть миллион экзотичных вещей - копать картошку, доить корову и т.д. Это все настоящее! Одно дело, когда для них делают представление в т.н. «туземных деревнях», а другое дело - настоящая жизнь в наших селах. У нас уже есть такие усадьбы, где иностранцы просто балдеют, потому что не понимают, куда приехали. Я предлагаю сделать тур по белорусским усадьбам, чтобы понять многогранность нашей деревни и жизни в ней.

- Вы говорите о естественности белорусской деревни. Но оборотная сторона этой естественности - отсутствие элементарного комфорта и условий для жизни. Чем мы гордимся - нищетой и убожеством?

- Не надо так категорично говорить о белорусской деревне. Она разная. Но в нашей деревне есть то, чего нет в западной, - общинность. Мы предлагаем посмотреть на наши общие корни и, может быть, на нормальный образ жизни. Там уже давно проводятся конференции, «как остановить урбанизацию» и «как деревню оставить деревней». Один из членов нашего объединения как-то сказал, что мы так долго боролись за то, чтобы сблизить город с деревней, но как хорошо, что у нас это не получилось! Да, сегодня деревня может предложить себя как образ жизни.

- Вы не опасаетесь, что план по созданию белорусского образа жизни для иностранных гостей может обернуться созданием потемкинских деревень? Музеев, каким, кстати, являются Дудутки, отнюдь не отражающие реальную жизнь белорусской деревни.

- Дудутки - лучшая школа для сельского туризма. Благодаря Дудуткам, люди видят то, что они раньше не замечали, и начинают реализовывать в своих усадьбах. Но я действительно очень опасаюсь, что государством овладеет эта идея - развивать сельский и экологический туризм. Потому что наши взгляды не совпадают. Государство действительно хочет создать этакие потемкинские деревни. Развитие агротуризма - очень долгий и тонкий процесс. Не дай бог, государство его зарегулирует.

- А что произойдет?

- Ничего хорошего. В Европе 98% туруслуг оказывают частные компании. Почему так популярен сельский туризм? Потому что в его основе лежит индивидуальное обслуживание: приехал туристом, уехал другом. Это невозможно ни в одном госпредприятии.

- А насколько в агротуризме заинтересованы сами крестьяне?

- Интерес очень большой: после семинара, в котором участвуют человек 15, остается около 7. Это неплохой результат. Люди поразили меня своей способностью воспринимать новую информацию: глаза горят, идей масса. Я считаю, наши сельские люди недооценены, у них не было возможности реализовать свой потенциал. Почему мы не можем стать не то что бы домом отдыха для Европы, но деревней, что ли… У нас прекрасная природа, нормальное, образованное (даже слишком) население. Чем наши крестьяне по менталитету и уровню восприятия хуже западных?

- Каков белорус в представлении иностранцев?

- У тех, кто здесь не был, не самое хорошее представление: белорус - закрытый, неулыбчивый человек. Но все, кто приезжает, потом кардинально меняют свое мнение. Сравнивая с россиянами, белорусов считают более коммуникабельными, открытыми и т.д. Возможно, мы меньше улыбаемся по сравнению с европейцами, зато у нас искренние улыбки. Я практически не знаю иностранцев, которые уезжали бы с негативным отношением к нашей стране.

- Таким образом, в качестве белорусского образа жизни мы можем предложить чарку, шкварку, трасянку…

- А где еще подадут такую шкварку? Где еще свиней кормят хлебом и потому вкус сала совершенно необыкновенный? И чарку такую, как у нас, нигде не подадут. Хотя бывает очень по-разному: мы были в одном хозяйстве, которое собирается развивать сельский туризм. Картошку с мясом нам разогревали в печке-СВЧ - это было просто страшно! Разве за этим к нам приезжают?

А что касается трасянки… Приедут ведь не этнографы. И вообще, меня это всегда раздражает: почему в белорусских деревнях должны говорить на литературном языке? Они нормально говорят - на том языке, на котором говорили их родители. Хотят говорить на трасянке - пусть! Люди в деревнях жили так, как жили их предки, там ничего не изменилось. И не изменится, кто бы ни пришел к власти - коммунисты, оппозиция или кто-то другой. На белорусской деревне это никак не отразится, настолько она далека от города. Зачем белорусам права человека? У белорусской бабки есть право в 6 часов утра доить свою корову. И для этой бабки ничего не произойдет, если поменяется власть.

…Помню, в Дудутках мы принимали довольно высокопоставленного гостя. Зима, очень холодно. Приходит утром местный крестьянин Васька - в кожухе, мохнатой шапке: «Хозяин, гостей катать будем?» - «Будем!» Васька выпивает бутылку водки и выходит на двор. А наш гость спрашивает: «Сколько вы заплатили этому артисту?»СПРАВКА «БГ». Валерия Клицунова родилась в Минске, окончила геофак БГУ, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры международного туризма БГУ, имеет диплом Королевского института маркетинга (Великобритания). Работала директором экскурсионных программ в музее «Дудутки». С 2002г. председатель правления общественного объединения «Агро- и экотуризм».

Любомир ГОМБОШ: «К БЕЛАРУСИ НЕТ БОЛЬШОГО ИНТЕРЕСА В МИРЕ»

- Чем вас, гражданина Чехии, привлекла Беларусь?


- Страны Восточной Европы - регион моих исследований. Посещать вашу страну я начал шесть лет назад, еще во время учебы в Пражском университете. У меня есть несколько публикаций о Беларуси, с вашей страной связана моя научная работа и будущая книга.

- Что вы раньше знали о Беларуси?

- То, что говорят в чешских школах: Беларусь - родина славян, оттуда привозят соль и дерево. Когда к власти пришел Лукашенко, он стал самым экспортируемым, если можно так выразиться, белорусом, благодаря которому Беларусь едва ли не каждую неделю называют страной диктатуры. Об этом пишут в чешских, словацких, польских газетах, но информация односторонняя, она касается исключительно вашей внутренней политики. Тот, кто интересуется регионом Восточной Европы, не может сказать, что знает о культуре Беларуси много. Курсов белорусского языка нигде нет, ваша литература неизвестна. Мало кто за рубежом связывает с вашей страной катастрофу в Чернобыле. К Беларуси нет большого интереса в мире.

- Иностранные граждане нуждаются в более подробной информации о нашей стране?

- Наверняка. Ведь когда я делился со своими знакомыми впечатлениями о первой поездке в Беларусь, все удивлялись, что это не Россия, а какая-то другая страна.

- Исправит ли положение программа информационного обеспечения внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности?

- Пока непонятно, каким образом намеревается работать ваш МИД. Программы пропаганды тех или иных государств существуют много лет, они стандартны. У Китая, к примеру, есть свое агентство, которое много места уделяет китайскому образу жизни. Россияне поддерживают интересный проект, помещая в различные иностранные газеты вкладыши о своей стране.

- Будет ли востребована информация о Беларуси?

- Вашей страной заинтересуются, если она кому-то понадобится. Сразу же появятся туристы и журналисты. Но госполитика, пусть и очень хорошая, никого не заинтересует. Есть иные вещи - литература, природа, памятники архитектуры. Все это у вас можно найти, но у чиновников свои понятия. Мой знакомый иностранец, который приезжал в Беларусь на конференцию, рассказал, как ему показали страну. Сперва пообещали продемонстрировать памятники архитектуры и повезли на проспект Машерова, затем - на площадь Победы. Наконец, добрались до Кургана Славы, после чего вежливые гости наконец-то поинтересовались, когда же, собственно, появятся памятники архитектуры. Гид был очень удивлен, он не понял, что Курган Славы туристам не нужен, хотя все относятся к военному наследию с уважением. Нужно другое - красивая природа Полесья, исторические города, ведь все это существует. Я был в Гродно и Полоцке, там очень красиво. Вложите туда побольше денег, это же ненормально, когда церковь Евфросиньи Полоцкой ремонтируется 15 лет!

- Вы хотите сказать, что белорусы сами не знают, что могут показать?

- Складывается именно такое впечатление. Я часто спрашиваю ваших соотечественников, что они хотели бы похвалить. Люди долго думают и… ничего не говорят. А когда я прошу назвать белорусов, известных всему миру, мне называют имена только Скорины и Быкова, словно никого больше не было. Что это - результат вашей концепции образования или внутренней изоляции? Но ведь страна не закрыта, можно ездить, путешествовать. Друзья-белорусы жалуются, что на это не хватает денег. Но и чешская молодежь часто путешествует автостопом: так дешевле. Видимо, проблема в другом: вы просто не хотите открыться миру.

- Любой белорус, знакомый с телевизионным роликом, который транслировался нескольких лет, может возразить: слоган «чарка и шкварка» давно стал символом белорусского образа жизни, как, скажем, чешское пиво. Почему не показать миру хотя бы это достояние белорусов?

- Белорусы не должны так унижаться. Шкварка, может быть, и ценность, но образ жизни здесь ни при чем. Что касается чешского пива, оно получило известность отнюдь не благодаря решению правительства. Просто в мире этот напиток пьют на протяжении 500 лет.

- По каким схемам стоит работать специалистам, чтобы о Беларуси заговорили?

- Страна привлекает внимание только в том случае, если она интересна. Независимая Украина существует 14 лет, но в любом книжном магазине Чехии вы найдете с десяток изданий, переведенных с украинского. С белорусского на чешский переводов давно нет. Продвигаться надо не громко, а постепенно, как это делаем, например, мы. В БГУ вот уже 7 лет существует отделение чешской филологии. Его выпускники бесплатно переводят на белорусский язык чешские книги, пропагандируя чешскую культуру. Почему бы вам не сделать ответный ход? Откройте отделение белорусской филологии в Праге. Распространение объективной информации, особенно расширение интернет-ресурсов белорусских организаций и предприятий - похвальное желание. Надеюсь, обратят внимание и на сайт белорусского посольства в Праге, который вот уже 4 года не обновляется.

- Много ли вы путешествовали по Беларуси? Что успели увидеть?

- Я побывал во всех крупных городах, ездил автостопом по Полесью. Но о том, что произвело наибольшее впечатление, говорить не стану. В вашей стране мнения иностранцев любят использовать и представители официальной власти, и оппозиция. Первые ждут слов о том, что здесь все хорошо, вторые - обещаний не приезжать сюда из-за плохих бытовых и политических условий. Народ у вас очень изобретательный. Недавно у меня сломался радиоприемник, я собрался его выбросить, а приятель устранил поломку за две минуты. А как мило выглядят спектакли, устраиваемые оппозицией и государственными людьми! Долго буду вспоминать, как БРСМ сажал цветы у американского посольства, а бело-красно-белые флаги возили на лодках по Свислочи!

- Не навязывает ли пропаганда страны определенные рамки для ее граждан?

- Навязывает, и это отличительный признак любого авторитарного государства. С этим не надо даже бороться. Мы приедем и разберемся, что не так, а вы можете отправиться за границу и рассказать, как обстоят дела на самом деле.

СПРАВКА «БГ». Любомир Гомбош родился в 1977г. в Мосте (Чехия). В 2004г. окончил Пражский университет по специализациям «этнография» и «политология». Аспирант Пражского университета. В настоящее время проходит стажировку в БГУ. Тема научной работы - этногенез белорусов в средние века и национальное возрождение в XIX в. Автор ряда публикаций о Беларуси, работает над книгой репортажей о нашей стране. Журналист словацкой газеты SME.
Добавить комментарий
Проверочный код