Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№20 (488) 23 мая 2005 г. Тема недели

ВЛАДИМИР МАКСИМКОВ: «У НАС НА КОНКУРС ВЫХОДЯТ, КАК НА АМБРАЗУРУ»

23.05.2005
Кирилл НЕЖДАНСКИЙ

На следующее утро после провала Анжелики Агурбаш в Киеве корреспондент «Белорусской газеты» поинтересовался у директора концертно-продюсерской дирекции НГТРК Владимира МАКСИМКОВА (до «Евровидения-2004» - генпродюсера НГТРК), как белорусскому меломану надлежит реагировать на случившийся 19 мая конфуз.

- Было ли для вас неожиданностью произошедшее в Киеве?

- Как зритель эмоционально я, безусловно, желал победы. Как человек телевизионный, причастный к конкурсу второй год подряд, знал, сколько сил затрачено на подготовку, поэтому мечтал о лучшем результате. Но как любитель музыки и лицо, не чуждое шоу-бизнеса, прекрасно представлял, что завышенные надежды питать не следует. Благо у меня есть собственный опыт 2004г. (Смеется.) Международный конкурс - не тихая заводь, а океан с подводными и надводными течениями, рифами и отмелями. К «Евровидению» нельзя относиться слишком серьезно.

- Нас настраивали именно на такое отношение…

- Поп-конкурс - азартное баловство, игрушка, имеющая к музыке весьма опосредованное касательство. Не стоит вытирать скупые слезы и рвать на себе рубахи. Помните, у Жванецкого: «Попробуйте бросить комара. Не выйдет: он легкий и независимый, сам полетит куда надо». Вот таким, наверное, и должно быть отношение к «Евровидению» - легким, самокритичным, доброжелательным.

- Насколько выступление Анжелики отражает состояние белорусского шоу-бизнеса?

- Вообще не отражает... Оно отражает уровень шоу-бизнеса Филиппа Киркорова. Но обвинять Киркорова у меня язык не повернется: если не он, то кто же? Спасибо ему за работу, опыт, связи. Просто Киркорова нельзя отнести к успешным продюсерам, его проекты, как правило, провальны.

- А что еще предопределило неуспех Агурбаш?

- На мой взгляд, тяжеловесность, натужность, помпезность. Может быть, это связано со вкусами исполнительного продюсера, но выступление смотрелось как один большой подвиг - эпический и монументальный. Я считаю, перспективней другой путь - легкий, веселый, ненавязчивый. Одно из самых запомнившихся мне выступлений - Zdob si Zdub, молдаване. Мне звонила знакомая из Англии: ей понравилось. Ведь заводило, верно? Очень правильный подход: вряд ли они замахивались на призовые места, просто балдели. Но вместе с ними балдел и зритель. Даже если никаких наград они не получат, впечатление о стране останется самое благоприятное. Пути к успеху в поп-музыке два - или невероятные, неповторимые мелодии, яркая индивидуальность (увы, это редкость), либо непринужденное, располагающее к себе поведение человека на сцене, когда начинаешь любить его за огонек в глазах, за излучаемую энергию, за желание получить удовольствие и доставить его другим.

- Не очень-то похоже на белорусскую эстраду…

- У нас традиционно на конкурс выходят, как на амбразуру: продержаться, стиснуть зубы, показать, что мы можем. Это особенность менталитета. Нечто похожее я заметил и у литовцев, хотя в более рафинированных формах: белое платье, белые ботфорты и читающееся в глазах «надо». А вот австрийцы вылезли на сцену со своим диксилендом - полный «неформат», зато непринужденно и лихо. У нас раз речь об имидже страны, все каменеют и леденеют, метя на первую ступеньку пьедестала. Можно не занять никаких мест, но реально повлиять на имидж Беларуси и белорусов, показав, какие мы веселые, раскованные, неординарные. Но мы воспитаны максималистами: ничего или все. Поэтому чаще бывает «ничего». А остальные участники «Евровидения» просто оттягиваются…

Мой субъективный взгляд: публика гораздо восторженнее встретила бы профессионально исполненный белорусский фольк, вообще этнические элементы музыки и имиджа. Ну и энергетика… На конкурсной сцене нужен этакий Саша Солодуха… Да, не смейтесь, Солодуха, который улыбается любой аудитории, просит подпевать уснувших в третьем ряду, скачет по креслам и излучает харизму, обезоруживающую даже тех, кто терпеть не может ни его, ни его творчество.

- Сказалась ли на итоге выступлений Агурбаш организация отборочного этапа, промо-туров и т.п.?

- Наверное, да. Например, ясно, что госпатронаж или большой промо-бюджет сами по себе не являются ни позитивом, ни негативом, ни залогом успеха или неудачи. Просто проект в шоу-бизнесе должен делаться одними руками. И ответственность за него должен нести один человек. В этом смысле организационно проект Агурбаш делался правильно. Для того и существует продюсер, реализующий свое видение от начала до конца. Каков итог его работы, зависит от множества факторов: чувства меры, вкуса, бюджета, конъюнктуры в шоу-бизнесе и т.п. Любая организаторская работа в искусстве - риск, очень многое определяет интуиция.

В прошлом году Руслане здорово помогли промо-туры, но это не значит, что они являются ключом к успеху в этом году. Важно почувствовать эту составляющую. Может, нам надо было в космос Анжелику запустить, тогда бы она выиграла? Не знаю. В любом таком проекте каждый раз велосипед изобретается заново. Если заменить продюсера худсоветом или курултаем, каждый будет отсекать то, что ему не нравится, и в итоге любая скульптура превратится в идеально отполированный шар.

- Ваше прошлогоднее обещание отставки в случае неудачи Александры и Константина было осознанным решением?

- Это было абсолютно взвешенное решение: за проект отвечал я, поэтому его неудача является моей неудачей. Да, я мог бы назвать 184 причины, помешавшие замечательному продюсеру Владимиру Максимкову. Но замечательный продюсер после фиаско должен уступить место другому замечательному и самостоятельно заняться анализом этих 184 причин. Думаю, что любой человек должен нести ответственность за свои слова. Я реализовал эту точку зрения на практике.

- Но отставка последовала аж через три месяца…

- НГТРК - не плодоовощная база, с которой можно уволиться за полчаса, а генпродюсер - не грузчик. Я передал дела, отчитался, впервые за много лет отдохнул (как творческого человека меня страшно тяготила административная работа). Если бы я хлопнул дверью в день объявления результатов конкурса, это было бы не просто мальчишеством, а неуважением к коллегам, безответственностью. Так что обещание я выполнил.

- В чем отличие «Евровидения-2004» от «Евровидения-2005» для Беларуси? Белорусы когда-нибудь победят в этом многострадальном конкурсе?

- А разве это обязательно? Нужно участвовать и производить хорошее впечатление на аудиторию, тогда речь зайдет и о победах. А разница, естественно, в потраченных ресурсах. Это тоже не пустые траты, а какой-никакой опыт коммерческого продюсирования - то, чего нам не хватало год назад. Задним числом винить в чем-то Филиппа Киркорова или Николая Агурбаша было бы нелепо и недостойно. Отрицательный опыт - тоже опыт, шанс взглянуть на себя со стороны. Фестиваль - тусовка, и нужно учиться вести себя на нем непринужденно и свободно.
Добавить комментарий
Проверочный код