Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№20 (488) 23 мая 2005 г. Радости жизни

«МЫ - С ЛУНЫ»: «Неформатом» по «Меридиану»

23.05.2005
Родион РАСКОЛЬНИКОВ

Неформаты бывают разными. Есть мэйнстримовский, создаваемый с оглядкой на целевую аудиторию и выступающий за рамки общепринятого искусства ровно настолько, чтобы не потерять коммерческой ценности. Такой неформат прекрасно продается, присутствует в эфире ТВ и FM-радиостанций, где под него заводят специальные передачи - чтобы подростки, которые считают себя продвинутыми, легче находили любимых исполнителей. Музыкальный, поэтический и театральный авангард, демонстрировавшийся 17 мая в рамках фестиваля радикального искусства в Минске, был настоящим и безапелляционным неформатом.

Организаторов у фестиваля было трое: поэты-перформеры Дмитрий Вишнев («Спецбригада африканских братьев») и Илья Син («Театр психической неуравновешенности») и автор электронной музыки Владислав Бубен. Проходил фестиваль в клубе «Меридиан» - заведении респектабельном, с традиционным интерьером и недорогим баром. Апельсиновый сок, за которым лучше всего наблюдать за радикальным искусством (сюрра и обезбашенности в нем хватает без всякого алкоголя) стоил 2,5 тыс.

Неформатным в мероприятии было все - от названия (о том, что фестиваль назывался «Неформат», можно было узнать лишь накануне из газет: организаторы отказались от любых носителей визуальной информации с логотипом фестиваля) до публики. Среди сотни посетителей «Неформата» были замечены персоны в традиционном растафарианском убранстве, томные девушки в пиджаках на голое тело, гости, одетые и накрашенные в стиле Келли Осборн, барышни с черными лаком и помадой на ногтях и губах, а также просто граждане бомжеватого типа, которые могли оказаться как радикальными поэтами, так и иностранными музыкальными критиками левого толка.

Вся эта компания органично сочеталась с несколькими десятками людей традиционно клубного вида - в «ти-шотках» с прикольным контентом (например, надписью Naf-Naf) и полуспортивным низом. По всей видимости, купившись на анонсированную в рамках фестиваля «электронику», публика пришла просто потанцевать, хотя под «индастриал» это проблематично. Ближе к середине вечера нашелся энтузиаст, который начал выплясывать даже под композиции команды Satan Braten.

Вывешенная на дверях клуба программка со списком участников и примерным временем их выступления была нарушена сходу. Музыкальные группы, поэты и перформеры с удовольствием вылазили за отпущенное им время и никто по этому поводу не парился.

Сразу стало понятно, что белорусский «Неформат» - это не какой-то новый формат в клубной культуре, а отрицание всякого формата. Фестиваль объединил перформеров и поэтов по меньшей мере двух поколений, музыкальных исполнителей от классики до неофолка и «индастриала». Илья Син компетентно разъяснил корреспонденту «Белорусской газеты», что фестиваль был механической фиксацией событий, происходящих в авангарде, и в этом была его основная концепция. Говоря о принципе подбора музыки, Син отметил ее «нетанцевальность». И действительно, несмотря на динамичность некоторых фрагментов выступления того же Владислава Бубна, под это хотелось скорее думать, нежели танцевать.

Гвоздем музыкальной программы стал номер Валерия Воронова - немецкого композитора белорусского происхождения, получившего один из главных призов на фестивале «Пифийские игры» в Санкт-Петербурге. На «Неформате» он представил то, что критики охарактеризовали как «академическое направление экспериментальной электронной музыки». Саунд Воронова был настолько, скажем так, амбивалентным, пронизанным звуками явно животного происхождения, что из подсобки клуба повыглядывал испуганный персонал. Воронов признался «Белорусской газете», что живет в Кельне, и рассказал о том, как проходят подобные мероприятия в Германии: только самые радикальные выступления имеют место в клубах, а так фестивали организуют под открытым небом либо в больших залах. Экспериментальную музыку не отделяют от классической и с удовольствием отдают под нее, скажем, филармонию.

Заметными были выступления команд «Альтанка» (похоже на «Троiцу», только более экспериментально) и «Рациональная диета», ставшей для многих открытием. Квартет из гитары, скрипки, контрабаса и фагота играл несравненный авангард в классике, по эмоциональности и технике не уступающий импровизациям Курехина.

Было в рамках фестиваля и чтение стихов под гармошку с последующим пинанием гармонистом и поэтом друг друга, и приготовление зеленого лука в тазике с помощью кипятильника из электрошнура и очков, и демонстративное распитие молока в позиции «лежа», и нагруженный смыслами перфоманс с участием отрубленных куриных лапок и воздушных шариков. Среди всего этого безобразия сновали вышколенные и строго одетые официанты. Музыканты и поэты выступали на полукруглой сцене. Налетавший из окон ветер колыхал находившиеся за сценой тяжелые занавеси, придавая происходящему величия и напоминая о визуальном ряде клипа Division Bell группы Pink Floyd. Перформеры выходили за рамки сцены, чем невероятно пугали случайных посетителей.

Группа участников фестиваля, дожидавшихся своего выступления, расселась на парапете возле входа в «Меридиан» и играла «джа» на двух перкуссиях и трубе. Местные алкоголики, подтянувшиеся на звуки музыки, прихлопывали авангардистам. «Вы из «Цветов?» - спросил корреспондент «Белорусской газеты» у музыкантов, полагая, что они имеют отношение к культовой белорусской группе «Солнце-Цветы». «Мы - с Луны», - гордо ответили музыканты, укрепив корреспондента в тайном подозрении, что фестиваль организовали инопланетяне. Земля шлет вам пламенный привет, жители Луны, устроившие фестиваль «Неформат»!
Добавить комментарий
Проверочный код