Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№20 (488) 23 мая 2005 г. Личный вкус

КТО КРИВЛЯЕТСЯ ПОСЛЕДНИМ

23.05.2005
Андрей КУРЕЙЧИК

Театр: Белорусский государственный молодежный театр. Спектакль: «Свадьбе быть, или С вранья пошлин не берут» («Бригадир») Д.Фонвизин. Режиссер: Кирилл Панченко

Что это? После нескольких лет абсолютной изоляции неожиданно в Минск на постановки нагрянули заграничные режиссеры. Казалось, вот он, прорыв. Наконец-то белорусские театры прильнут к источнику высокого искусства, которое, как известно, в последние годы пышным цветом расцвело в метрополии. И прильнув, вырвутся из цепей местечковости и провинциализма, вернутся из XIX века в век нынешний, XXI. Ну а россияне оценят наконец по достоинству самобытный талант белорусских театралов и перестанут восхищаться всякими литовцами, латышами да грузинами…

Вероятно, кто-то подумал, что теперь и у нас на афишах появятся имена великих российских режиссеров современности: Гинкаса, Серебреникова, Карбаускиса, Додина… Так вот, не появятся. Белорусские театры, как обычно, предпочли зайти с другой стороны.

В театр Белорусской драматургии пригласили худрука иркутского ТЮЗа Александра Ищенко. А в «Молодежку» - худрука московского театра «На Перовской» Кирилла Панченко. О последнем спектакле и поговорим.

Театр «На Перовской» - один из самых таинственных театров Москвы. Таинственный потому, что московская критика о нем почти ничего не знает. Как сказал театральный обозреватель одного топ-издания, «мне проще съездить в Нижний Тагил, чем пойти в этот театр». И дело не только в том, что театр расположен в лабиринтах рабочих кварталов окраины Москвы, а в том, что критике совершенно неинтересно, что там происходит. Почему на Кирилла Панченко пал выбор худрука «Молодежки» Модеста Абрамова, неизвестно. Однако за свой выбор Абрамов получил сполна. Более страдающего человека на премьере спектакля мне не приходилось видеть. Модест Модестович то стыдливо опускал глаза, то возмущенно вздыхал, то оглядывался на зал, который, надо отдать должное, самозабвенно мучился вместе с ним.

Драматургия. Для просвещения белорусской молодежи Кирилл Панченко и Молодежный театр выбрали «Бригадира» Фонвизина, который, по их мнению, просто необходимо посмотреть нынешнему поколению молодежи, видимо, ввиду вопиющей актуальности проблематики, близкой каждому современному молодому человеку.

Если серьезно, то «Бригадир» - это «заря» российской драматургии, когда и театра-то как института в России не было, а «пиески» писались для разыгрывания при дворе в духе французского классицизма. Комедия в классицизме - низкий жанр, потому анекдот в сюжете заложен пошленький, характеры примитивны, шутки тупы и архаичны. Что самое ужасное, все это облачено в допушкинский язык, устаревший не на три века, а на целую языковую эру. Собственно, на перевод диалогов нормальный зритель и тратит основные усилия.

Режиссура. Видимо, в качестве главного режиссерского приема Панченко пытался применить «гротеск», под которым, похоже, понималось блестящее, цветастое оформление - «вырви глаз». Неестественные, орущие и кривляющиеся люди, накладные животы, искусственные усы и парики, «бородатые» актерские «примочки» а-ля «хромота» и «дефекты речи».

Актеры так старательно изображали «характерность», что оставалось ощущение какого-то «кабуки». При созерцании всего этого в голове вертелся только один вопрос: «Ну, когда же наши театры наконец повзрослеют?»Плюсы. Больше всего мне было интересно смотреть на массовку - несчастных молодых актеров, которые пели, танцевали и честно изображали интерес к тому, что так неинтересно происходило на сцене.

Минусы. Если уж тратить деньги налогоплательщиков на приезд иностранных специалистов, то лучше на тех, которые в состоянии реально поднять уровень театра, благо таковых в сопредельных странах много. Другой вопрос, захотят ли они приехать к нам. А такой спектакль за гораздо меньшие деньги мог бы поставить любой режиссер народного театра.

Драматургия/режиссура/актерская игра: 5/4/4 
Добавить комментарий
Проверочный код