Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№20 (488) 23 мая 2005 г. Экономика

ПРАВИТЕЛЬСТВО ПРОПИСЫВАЕТ КУРС лечения на 2006-10гг.

23.05.2005
Ярослав РОМАНЧУК

В представленном Минэкономики проекте Концепции программы социально-экономического развития Беларуси на 2006-10гг. декларируется снижение налоговой нагрузки за счет «полной отмены т.н. оборотных налогов и сборов, взимаемых с выручки от реализации товаров и услуг, совокупная ставка которых в настоящее время составляет 3,9%». Одновременно правительство предлагает расширить налоговую базу каждого из собираемых налогов «за счет сокращения ненужных налоговых льгот и расширения состава плательщиков, с тем чтобы сохранить уровень налоговых поступлений в бюджет по отношению к ВВП». При этом обещается снижение нагрузки на фонд оплаты труда за счет отмены чрезвычайного налога, а также отмена местных налогов. Одновременно должна вырасти роль имущественных налогов.

Правительство намерено взять на себя явно повышенные обязательства: сократить текущую налоговую нагрузку на 5-7% ВВП, но при этом сохранить уровень налоговых поступлений в бюджет по отношению к ВВП на прежнем уровне. Однако получателями $1,5-2 млрд. налоговых льгот являются госпредприятия с далеко не блестящими по состоянию средствами производства, качеством товаров и уровнем управления. По сути, они держатся на плаву за счет предоставления государством этих самых льгот и дешевых кредитов, защиты от иностранных конкурентов и приказов торговле брать товар именно у них. Если лишить их этих льгот, сохранив одновременно отношение налоги/ВВП (на сегодняшний день - 52-54%), предполагается, что весь госсектор повально перейдет на прибыльную работу, а в стране появится мощный частный сектор.

Первое предположение очевидно нереально. Выровняв налоговую нагрузку для частного и госсектора, что на практике означает увеличение налогов для последнего, правительство «похоронит» 30-40% существующих госпредприятий. Частный сектор также едва ли встрепенется: ему обещают лишь незначительное снижение нагрузки. И то не факт, что новые налоги не перекроют декларируемое снижение. Мощный бизнес может появиться, если начать приватизацию или улучшить деловой климат. В Концепции на 2006-10гг. не прописано ни первое, ни второе. Как только правительство почувствует недостаток средств от снижения оборотных налогов, а госпредприятия поднимут шум по поводу отмены льгот, все вернется на круги своя. Недостающие налоги, особенно на местном уровне, будут компенсироваться новыми ставками налога на имущество и землю.

Впрочем, в программе речь идет лишь об «упорядочении субсидирования секторов экономики, сокращении объема субсидий и льгот», а не об их отмене. Подобные формулировки присутствуют в различных программах лет десять - и никаких реальных шагов к их выполнению.

КОНЦЫ НЕ СХОДЯТСЯ

Вызывает большие сомнения обещание снизить налоги на фонд зарплаты. Дело хорошее, но оно должно сопровождаться проведением пенсионной реформы и созданием системы адресных социальных льгот. Решительности в их проведении в 2006-10гг. в Концепции не просматривается. Обещается лишь «стимулирование участия в программах добровольного дополнительного пенсионного страхования, в том числе путем установления предельного уровня заработной платы (дохода) для уплаты обязательных взносов на социальное страхование».

Поскольку правительство полагает, что «рост реальной средней пенсии по возрасту в 2006-10 гг. будет сопоставим с темпами роста реальной заработной платы», что «минимальный размер пенсии по возрасту превысит прожиточный минимум пенсионера», то при гарантированном ухудшении демографической ситуации Фонду соцзащиты понадобится гораздо больше денег на выплату пенсий. Если средняя пенсия будет составлять 43% от средней зарплаты ($500 - в 2010г.), то ежегодные расходы только на выплату пенсий составят около 7 млрд. рублей в год. Собрать эти деньги при снижении налогов на фонд зарплаты - задача не из реальных. Тем более что другие элементы программы также требуют увеличения бюджетных расходов.

Для реализации положений главы 5.2 «Активизация развития науки, инновационной и инвестиционной деятельности» нужно увеличивать госрасходы. Как и для «развития промышленного комплекса». Минэкономики ставит задачу «модернизации и технического перевооружения производства на основе внедрения ресурсо-, энергосберегающих и экологически чистых технологий, информационно-интеллектуальных систем», что тоже требует бюджетного финансирования.

Куда сложнее обстоят дела с развитием АПК - еще одного приоритета Концепции. Если верить властям, которые обещали довести уровень поддержки села до $5 млрд. в год, то и здесь резерва для сокращения доходов бюджета (а следовательно, налоговой нагрузки) нет. А ведь есть еще ЖКХ, транспорт, социально-культурный комплекс, образование и здравоохранение.

Концепция подробно описывает, куда можно потратить деньги в 2006-10гг., но умалчивает о том, как их заработать. Авторы уверено рассчитывают на сохранение благоприятной конъюнктуры внешних рынков (в первую очередь нефтепродуктов, удобрений, металлов, машиностроения и химии), однако товарные циклы 10 лет на одном подъеме существовать не могут.

Авторы полагают, что российский рынок для Беларуси будет по-прежнему таким же открытым, явно не учитывая того, что цены на энергоресурсы для нас неминуемо вплотную приблизятся к мировым. Ну а такие переменные, как курс доллара к евро, мировые процентные ставки и усиление конкуренции со стороны стран Центральной и Восточной Европы, авторы Концепции, дабы не усложнять линейные тренды, оставили за скобками.

Таблица
Добавить комментарий
Проверочный код