Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№18 (486) 09 мая 2005 г. Радости жизни

КРУТОЙ ПОМОЛ XIII «Мельницы Моды»

09.05.2005
Вета ВОСЬМИЛЕТОВА, Света СЕМИЦВЕТОВА

№ 18 [486] от 09.05.05 - 4-6 мая в минском Дворце профсоюзов прошел XIII Фестиваль моды и фото «Мельница Моды-2005». Впрочем, «прошел» - это не про «Мельницу». Скорее, триумфально прошествовал по подиуму, несмотря на не вмещавший всех желающих зал, моросящий на улице дождь и волнение организаторов. Кроме аплодисментов, комплиментов и букетов цветов в зале незримо витал немой вопрос: «А у нас возможно такое?»

«Мельница» осталась единственным в Беларуси фестивалем моды. «Белая амфора» разбилась вдребезги по той же причине, по которой белорусский легпром, шьющий хорошую одежду на импорт, на внутреннем рынке не может одеть даже главу государства. Авангардный «Мамонт» последовательно потерял бивни, шкуру и Юрия Бреуса: для того, чтобы был авангард, должно существовать традиционное искусство, а дизайн у нас долго вообще как искусство не рассматривался. «Мельница» устояла, потому что постоянно находилась в движении, и жерновами ее заправлял один человек - Саша Варламов.

ВДОЛЬ ПО ПОДИУМУ

Фестиваль уникален, особенно по белорусским меркам: реальные молодые дизайнеры получают шанс продемонстрировать свои коллекции на настоящем подиуме и удостоиться за это не только грамот и кубков от действительно авторитетного международного жюри, но и настоящих наград - стажировок в ведущих европейских школах моды. «Мельница Моды» охватывает все без исключения белорусские учебные заведения, готовящие дизайнеров одежды: славящийся своими авангардными традициями Витебск и сдержанно-академичный (в варианте БГАИ) или утонченно-рефлексирующий (в версии ИСЗ) Минск представлены наравне с городами, никогда не считавшимися центрами моды. «Мельница» - уникальный случай, когда государство в лице Минобраза, Минкульта, МИДа и прочих «мин» действительно оказывает поддержку творческой молодежи.

В этом году «гвоздевой» оказалась премьера проекта «Дикая охота», жанр которого определили неологизмом «микст». Это когда не просто «миксуем», а сознательно смешиваем симфонический оркестр и рок-группу Neo, показ коллекций одежды и нанизанное на сюжет либретто, анимацию и бальный танец. Саша Варламов оставил от романа Короткевича немного - только ключевой образ. Получились почти аллегорические всадники Апокалипсиса, олицетворяющие человеческие пороки. Для неизбалованной белорусской аудитории, инстинктивно приученной аплодировать при паузах и смеяться по команде, встреча с новым жанром оказалась очень полезной: когда люди рукоплещут не только от восторга, но и от изумления, от неожиданности, начинаешь задумываться о воспитательных функциях искусства.

ВСЛЕД ЗА НАСТРОЕНИЕМ

Фестиваль плавно трансформировался в еще одно явление - Международную молодежную творческую мастерскую. Это когда европейские дизайнеры приезжают к нам, а мы - к ним. В минувшем году «Мельница» посетила Берлин, в нынешнем на очереди Рим и Вена. За последние годы налажены контакты со школой моды Esmod, парижской студией Bercot, «Галереей Лафайет» (Париж-Берлин), Европейским институтом дизайна, Римской академией костюма и моды, не говоря уже о главном fashion-шоу СНГ, проводимом «Русским Силуэтом».

Творческим заданием «Мельницы-2005» стали moodboards - широко практикуемые в Европе как способ обучения «картины настроений»: ощутил некую смутную ассоциацию - сооруди из подручного материала эскиз, а потом воплощай его в коллекции. 182 коллекции, дошедшие до финала, были как никогда разнообразны: от авангарда до любимого создателем «Мельницы» практичного «экзистенциализма», когда прямо с подиума можно шагнуть на улицу. Лицо фестиваля оказалось в духе постмодерна лоскутным, как moodboards, полистилистичным, пестрым, разнообразным.

Что запомнилось? Роскошные и по-петушиному «рококошные» мотивы Rock Cock Татьяны Маринич (Минск), изумляющая конструктивистским обилием и разнообразием карманов коллекция «Карман шире» Жанны Воробей (Витебск), эпатажно-либертинские «Сто метров» Натальи Суринович (Минск), чарующе-пижонистый «Оскар Уайльд» Татьяны Лозко (Витебск), этническое «Прыданае» Екатерины Шукало (Минск). Чрезвычайно уверенно смотрелись победители «Мельницы-2004» сестры Парфинович с их, как всегда, причудливо-многозначительными «Метаморфозами» и призер «Мельницы-2003» Татьяна Швадронова (утонченная «Адора»).

Основные награды тоже распределились между принципиально разными дизайнерами и коллекциями. Наталья Суринович и Екатерина Шукалова отправятся на трехмесячную стажировку в Esmod (Берлин), Жанна Воробей и Татьяна Швадронова - в мюнхенское отделение Esmod; Надежда Химдиат будет стажироваться в IED в Милане, Светлана Гнеденок и Анна Сосновская выступят на международном конкурсе «Новая мода. Мир без границ» в Москве. Прочие награды и номинации оставим за скобками: реально выиграли все.

АВТОРА!

«Кто такой Варламов, что у него все так круто закрутилось на «Мельнице»? - интересовалась у подруги, восторженно затягиваясь сигаретой на крыльце Дворца Профсоюзов, юная леди из Академии искусств. Что ответила подруга, услышать не удалось, но главный секрет Саши Варламова прост: он обладает уникальной для творческого человека способностью создавать условия для сотворчества, для реализации других. Пока все учреждали агентства моделей, он создал агентство моды: без моды моделей не бывает. Пока коллеги сами норовили прорваться за рубеж, он прорубал окно в Европу для молодых дизайнеров. Пока твердили о «модельерах» и «шоу», он настаивал на том, что человек, создающий художественные образы в моде, должен именоваться художником, а его занятия - искусством.

«Мельница Моды» - проект авторский, и его автор, по собственной оценке, формирует вокруг себя «модное пространство, культурное пространство». На следующий день после фестиваля в телефонном интервью «Белорусской газете» Саша Варламов признался: «Для меня главный итог «Мельницы» - впервые посетившее меня ощущение, что меня и то, что я делаю, любят и ценят. А в профессионализме и таланте друзей, коллег, гостей и участников я и так не сомневался».
Добавить комментарий
Проверочный код