Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№18 (486) 09 мая 2005 г. Личный вкус

НАСЛЕДНИКИ «БЛИСТАТЕЛЬНОГО ВЕКА»

09.05.2005
Андрей КУРЕЙЧИК

Театр: Государственный академический театр им. Горького. Спектакль: Ж.-Ф.Реньяр «Единственный наследник». Режиссер: Владимир Маланкин. Художники: Юрий Тур, Вениамин Маршак

Что это? «Единственный наследник» - один из «старожилов» репертуара Горьковского театра. Конечно, до легендарной 60-летней «Павлинки» ему еще далеко, но все равно с его премьеры прошло ни много ни мало 31 год. «Единственный наследник» намного пережил своего создателя - режиссера Владимира Маланкина. За эти десятилетия спектакль неоднократно подвергался «косметическому ремонту», сменилось несколько поколений актеров. Последний раз он серьезно обновился в 2002г. усилиями неизменного исполнителя главной роли Александра Ткаченка и актрисы Ольги Клебанович. Я шел на этот спектакль не столько потому, что являюсь большим поклонником театрального антиквариата, а потому, что это один из немногих спектаклей в Русском театре, не обремененных проблемами с авторскими правами.

«Единственный наследник» - удивительный феномен на белорусской сцене. Вроде бы ни пьеса, ни спектакль никак не связаны с национальной культурой, насущными проблемами народа, вопросами патриотизма. Невозможно скрестить это действо и ни с одной идеологией из числа сменявших друг друга на протяжении 30 лет. Т.е. искусственно поддерживать его в репертуаре нет никакого смысла. И тем не менее спектакль живет. Единственная тому причина - на него все эти годы исправно и настырно ходит зритель.

Драматургия. «Единственный наследник» можно было бы назвать типичной комедией «блестящего века», которую, вероятно, играли в королевских дворцах и светских салонах ради забавы скучающей французской аристократии в пышных напудренных париках, белых чулках и широченных кринолинах. Несложные комедийные ходы, балетная легкость, игривость, тонкая сексуальность и фривольность, отсутствие всего, что могло бы омрачить публике восприятие спектакля или «загрузило» бы ее слишком серьезными темами и проблемами, - все это в полной мере можно найти в «Единственном наследнике» Реньяра. При этом нашему зрителю особенно повезло: он смотрит пьесу на русском языке в великолепном переводе Михаила Донского. Обычно трудно воспринимаемый на сцене поэтический текст, в переводе Донского остается ярким и театральным. А по количеству афоризмов, уровню острот и оригинальных мыслей этот текст значительно опережает многие гиперинтеллектуальные пьесы современности.

Режиссура. Владимир Маланкин пошел по единственно верному пути постановки такой драматургии, сохранив и приумножив естественные преимущества пьесы. Глядя этот спектакль, словно погружаешься в атмосферу классических фильмов Яна Фрида «Собака на сене», «Слуга двух господ»: режиссер не пытается найти мнимую актуальность в однозначно устаревшем материале, нагрузить его ненужными контекстами и подтекстами. Наоборот, в этом спектакле все словно специально немного «состарено», зрителю показывают старинный театр, этакий театральный музей, уводят его от современности. Все герои колоритны, ярки и совершенно нереалистичны, как маски дель арте. Поэтому стоит ли удивляться, что спектакль живет так долго? Музей может существовать вечно…

Плюсы. Пожалуй, в этом спектакле на сцене можно увидеть один из лучших актерских ансамблей в Минске. Причем очень трудно выделить кого-то конкретно, хороши все. Естественно, великолепны оба исполнителя роли «старикашки» Жеронта - Александр Ткаченок и Алексндр Жданович. На удивление интересен Сергей Чекерез, страстна и хитроумна «служанка» Эмилия Пранскуте, колоритен и разнообразен Павел Харланчук, да и все остальные в этом спектакле на своем месте…

Минусы. Годы для спектакля не прошли бесследно… Местами старость невозможно скрыть ни удачными импровизациями, ни оживленной актерской игрой. Прямо на спектакле под героем сломался стул, у штанов оторвалась пуговица, и иногда кажется, что от неловкого движения когда-нибудь рухнет и вся декорация…

Драматургия/режиссура/актерская игра 7/7/8 
Добавить комментарий
Проверочный код