Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№18 (486) 09 мая 2005 г. Контекст

СПАСТИ РЯДОВОГО ЧОНКИНА

09.05.2005
Виктор МАРТИНОВИЧ

23 апреля в Центральном Доме офицеров должна была состояться постановка антрепризного московского спектакля «Чонкин» по роману Владимира Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина». За неделю до назначенной даты организатору мероприятия - агентству «Альфа-концерт» - сообщили: в день показа спектакля площадка будет занята, как и в последующие две недели. «КП» в Белоруссии» распространила тогда неофициальную версию отмены спектакля: «Группа ветеранов обратилась в Минобороны с просьбой обратить внимание на репертуар Дома офицеров».

Недовольство ветеранов вызвала и постановка по роману Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота» с Гошей Куценко. «А тут «Чонкин», который, как считают многие ветераны, «глумится над героической Красной Армией и всем русским народом», - писала «КП». «Чонкин» был заменен самодеятельным спектаклем под названием «Ты помнишь, Алеша?» На минувшей неделе тема «Чонкина» неожиданно всплыла вновь. 3 мая в интервью Радио «Свабода» драматург Алексей Дударев встал на сторону ветеранов, назвал главного героя Войновича «дурнем», поставил его в один ряд с героями второразрядных развлекательных российских передач вроде «Аншлага». По мнению Дударева, есть вещи, над которыми смеяться не позволено.

Разделяет ли эту точку зрения сам Владимир Войнович? Как относится к ветеранам и нагнетанию истерии вокруг очередной годовщины Победы? Правда ли, что «Чонкина» читали и любили такие известные фронтовики, как Василь Быков? Об этом с писателем разговаривал обозреватель «Белорусской газеты».

- В интервью Радио «Свабода» вы заявили, что со времени создания «Чонкина» ветераны относились к произведению неоднозначно. В чем это проявлялось?

- Ветераны бывают разные. Нельзя характеризовать ветеранов вообще. Или, скажем, плотников вообще. Есть ветераны, которым Чонкин всегда очень нравился. У меня были друзья-фронтовики, например, Виктор Некрасов, которые очень хорошо о «Чонкине» отзывались. Просто среди ветеранов, как и среди любых других категорий граждан, есть такие, у которых дурной вкус.

Эти слова резкие, но они - правда. Я таких ветеранов, живущих от 9 мая до 9 мая, лично знаю. Эдакие завсегдатаи ветеранских «тусовок». Многие из них во время войны находились далеко от передовой: в обозах, штабах, при кухнях. А поскольку их теперь так почитают, иногда с превышением всех мыслимых норм, они постепенно наглеют. Многие из них решили, что теперь они могут судить обо всем, становятся литературными критиками, знатоками изобразительного искусства, голос которых - решающий в судьбе произведения. Я таких ветеранов не просто не люблю, я их терпеть не могу, не могу смотреть на них без отвращения.

ПРИЗРАК КАПИТАНА МИЛЯГИ

- Почему же?


- Я не обо всех ветеранах, а как раз о меньшей их части. Наденут побрякушки, какие-то значки, медали «К 100-летию со дня рождения Ленина», «850-летию Москвы», «Ударник труда» и т.д., вывесят на груди целый иконостас и ездят, гордые. Говорят одно и то же, хотя на самом деле давно уже забыли, как было на самом деле. У меня есть роман «Монументальная пропаганда», там описан один из таких паразитов - генерал Бурдалаков.

Подчеркну: безусловно, это не относится к ветеранам-фронтовикам, к старым больным людям, с боевыми ранениями и без них, ко всем тем, кто пережил страшную войну. Я ее сам пережил, мой отец был на фронте, он был тяжело ранен, стал инвалидом. Я таких людей очень уважаю. В отличие от бездельников любого возраста.

В «Чонкине» есть отрицательный персонаж, капитан Миляга, который сначала кричит: «Да здравствует Сталин!», а потом - «Хайль Гитлер» (в романе Милягу расстреливают за то, что тот перепутал русских и немцев, а СМЕРШ с гестапо и вместо того, чтобы кричать «Да здравствует Сталин», на допросе несвоевременно заорал «Сталин капут». - В.М.). В романе сказано, что если бы Миляга вовремя разобрался в обстановке, он остался бы жив, получал бы хорошую пенсию и «выступал в жилищных конторах с лекциями, уча молодежь патриотизму, культуре поведения в быту и нетерпимому отношению ко всем проявления чуждой идеологии». Это про таких вот ветеранов, разъезжающих и поучающих всех и вся.

«КТО В АРМИИ СЛУЖИЛ, ТОТ В ЦИРКЕ НЕ СМЕЕТСЯ»

- Авторитетные представители театрального мира Беларуси обвинили «Чонкина» в «аншлаговости». Дескать, теперь какую передачу на ТВ не включишь, всюду «кривляются». Мол, «Чонкин» - то же самое…


- Совершенно с этим не согласен. «Чонкин» был написан, когда никаких «Аншлагов» попросту не было. «Аншлаг» - это дурацкая эстрадная передача, а «Чонкин» - это книга, которая переведена на 35 языков и вместе с «Бравым солдатом Швейком» разошлась по всему миру. Простите, но на английском языке она издана в серии «Классика XX века». В «Аншлаге» я классиков не знаю. «Аншлаг» - зубоскальство. «Чонкин» - сатира на систему. Заметьте: в этом произведении я не смеюсь над самим Чонкиным, я смеюсь над той системой, которая издевается над такими людьми, как Чонкин.

- В Беларуси на фоне 60-летия Победы нагнетаются страсти вокруг Великой Отечественной. Вся эта тема считается святой, над ней не то что смеяться - даже улыбаться кощунственно. Вам так не кажется?

- У Твардовского есть такие строки в «Теркине» про фронтовой быт: «Жить без пищи можно сутки, можно больше, но порой на войне ни одной минутки не прожить без прибаутки, шутки самой немудрой». Вот в этой фразе и весь ответ на вопрос.

Действительно, на фронте, в трагических обстоятельствах, когда человек идет в атаку, попадает под бомбежку, когда вокруг все и вся крошится, любые шутки заканчиваются. Но ведь, пережив все это, человек может оглянуться назад и улыбнуться. Вот была опасность какая-то, чуть не погиб. Но выжил, вышел из всех передряг. И вот, оглядываясь назад, он может со смехом вспомнить, как сильно перепугался, как залез от страха в какую-то трубу, да там еще с кем-то столкнулся. Жизнь постоянно подкидывает такие нелепые ситуации. На войне их даже больше, чем в мирной жизни. А уж в армии-то поводов улыбнуться вообще хоть отбавляй. Не зря ведь говорят: «Кто в армии служил, тот в цирке не смеется».

ДРУГИЕ ПОКОЛЕНИЯ - ДРУГИЕ ВОЙНЫ

- Правда ли, что Василю Быкову нравился «Чонкин»?


- Да, действительно, мне об этом говорили. Я с Быковым не очень близко был знаком. В Москве встречался с ним всего два раза, лет 40 тому назад. Незадолго до его смерти я ему передал книгу и письмо. И вот тогда он о Чонкине и отозвался.

- Почему в белорусском и российском телеэфире в последнее время так много стало войны, которая закончилась 60 лет назад? Почему вместо того чтобы совершать новые подвиги, нам постоянно напоминают о старых?

- Ваше и наше государство, как когда-то СССР, используют эту войну в своих пропагандистских целях. Эта война действительно была ужасная, кровавая, ее не забудут те, кто жил в то время. Но есть другие поколения, другие жизни и, к сожалению, другие войны. Людям, которые пережили Афганистан или Чечню, странно слышать об ужасах второй мировой. Для них Афган и Чечня не менее страшны, чем блокада Ленинграда или Курская битва. Для многих Чечня закончилась так же плачевно, как для ветеранов вторая мировая. Многие погибли, другие остались калеками. Но об их войнах не вспоминают. Реальные, насущные проблемы жизни закрываются воспоминаниями о Великой Отечественной. Ее используют и используют, с каждым годом придумывают все новые политические и социальные применения празднику 9 Мая. Безусловно, не стоит забывать о 60-летии Победы 1945г. Но не стоит забывать и войне 1812г., и о первой мировой тоже не стоит забывать. И про Афган и Чечню вспоминать хотя бы изредка… 

СПРАВКА «БГ». Владимир Войнович родился в 1932г. в Душанбе. Работал пастухом, столяром, слесарем, авиамехаником, инструктором сельского райисполкома, редактором Всесоюзного радио. В 1951-55гг. служил в Советской Армии. Учился в вечерней школе, из 10 классов окончил 5. Полтора года учился в пединституте. Первая повесть «Мы здесь живем» опубликована в «Новом мире» в 1961г. В 1962г. принят в Союз писателей СССР. С 1970г. за роман «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» подвергался преследованиям. В 1974г. исключен из Союза писателей; в 1980г. принужден к эмиграции; в 1981г. указом Брежнева лишен советского гражданства (10 лет спустя возвращено по указу Горбачева). Жил в Германии и США.
Добавить комментарий
Проверочный код