Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№18 (486) 09 мая 2005 г. Экономика

МИМО КАССЫ

09.05.2005
Сергей ЖБАНОВ

На прошедшей неделе в роли главных сокрушителей финансовых иллюзий выступили Минфин и Мингорисполком. Но если Минфин разочаровал только собственного министра и предпринимателей, то администрация Минска огорчила основную массу страждущих обзавестись собственным недорогим жильем.

О планах правительства повысить НДС с 18 до 20% стало известно благодаря вице-премьеру Андрею Кобякову, очаровавшему этим предложением инвесторов всех мастей на белорусском инвестиционном форуме. А заступился за инвесторов министр финансов Николай Корбут, публично не согласившийся с компенсационными планами правительства и предложивший (возможно, самому себе) ограничиться только отменой оборотных налогов.

Рачительный Корбут посоветовал Минфину искать источники компенсации для доходной части бюджета не в росте ставок НДС, а в экономии и рациональном использовании бюджетных ресурсов. Однако особое мнение министра никак не отразилось на начальном варианте проекта бюджетно-налоговой политики, опубликованном «Интерфаксом». Аппарат, вверенный главе Минфина, проигнорировал заявление непосредственного начальника и учел пожелания старшего по званию товарища.

Минфин предложил отменить с 2006г. чрезвычайный, или «чернобыльский», налог, взимаемый в размере 3% от фонда зарплаты, сбор на формирование местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов (ставка 0,4% от выручки), сбор на финансирование содержания и ремонта жилфонда (0,5% от выручки). В совокупности их отмена позволит сократить налоговую нагрузку на 1,7% ВВП. Дополнительно должно быть обеспечено сокращение налоговой нагрузки на 0,2% ВВП за счет уменьшения с 25% до 20% ставки налога с продаж автотоплива.

Возможные потери доходов бюджета предлагается компенсировать в точном соответствии с предложением Кобякова - повышением ставки НДС с 18% до 20%. Одновременно Минфин намерен отменить ряд льгот по НДС при ввозе сырья для производства хлебобулочных изделий и комбикормов, а также оборудования, предназначенного исключительно для научно-исследовательских целей. Намечается и отмена ряда налоговых льгот на общую сумму в 50 млрд. рублей.

Таким образом, по плану Минфина налоговая нагрузка снизится на 1,9% к ВВП, а дополнительные доходы составят 1,6% от ВВП. В результате получится прелестный госбюджет с ничтожным дефицитом в 90 млрд. рублей, что составляет, по расчетам Минфина, 0,1% от прогнозного ВВП в 73 трлн. рублей. И если бы не обязательства по погашению внешнего госдолга, то дефицит мог бы вполне превратиться в профицит.

Что касается экономии и рационального использования бюджетных средств, не нашедших прямого отражения в проекте бюджета, то аппарат министерства, видимо, расценил это направление как резерв главного командования, предоставив Николаю Корбуту распоряжаться данным ресурсом, как заблагорассудится. И это по-государственному.

Но разочарование министра - ничто по сравнению с горем низкооплачиваемых трудящихся, долгие годы вынашивающих мечту о собственном недорогом жилье. Глубокие сомнения в исполнении их желаний зародил на пресс-конференции зампред Мингорисполкома Вячеслав Кушнер.

Сначала, в полном соответствии с классикой жанра, он поведал добрую весть об отмене «для юридических и физических лиц компенсации затрат городского бюджета на создание инфраструктуры города при строительстве жилья», равной 27% от средней стоимости строительства одного кв. м. Но аудитория еще не пришла в себя от свалившегося (по указанию президента) на нее счастья, как Кушнер омрачил присутствующих перспективами роста общей цены строительства на 8-10%.

По оценкам зампреда горадминистрации, рост стоимости материалов и конструкций опережает размеры отмененной компенсации, поэтому стоимость жилья все равно растет и «будет расти». Финансовые возможности городских властей ограничены, их хватит только на частичную господдержку строительства жилья для остро нуждающихся. Таковых у Мингорисполкома насчитывается 139 тыс. человек. Граждане, не вошедшие в социально-обездоленную группу, должны быть морально и материально готовы платить коммерческую цену за жилье. Им угрожает не дефицит жилья по социальным ценам, а банальная нехватка денег, к которой большинство населения успело адаптироваться, успешно осваивая навыки использования заемных средств банков, в свою очередь подталкивающих рынок жилья к завоеванию новых ценовых высот.

Если воспользоваться ссылкой Кушнера на диктат рынка, то есть надежда, что не только население, но и Минфин с Мингорисполкомом когда-нибудь научатся учитывать его в полной мере. Например, не будут наращивать уровень налогообложения в целях повышения средней зарплаты. А то в этой безнадежной гонке у средней зарплаты нет никаких шансов догнать линию горизонта в виде цены 1 кв.м, которая успела возрасти более чем в три раза, пока правительство увеличивало зарплату в 1,8 раза. С чем всех и поздравляем.
Добавить комментарий
Проверочный код