Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№16 (484) 25 апреля 2005 г. Sexus

ГРУППА РИСКА ГДЕ-ТО БЛИЗКО

25.04.2005
Иван ДУБОВЕЙ

СПИД остается одной из глобальных угроз существованию человечества. Об адекватности реакции того или иного общества на проблему свидетельствует не только комплекс предпринимаемых для ее решения мер, но и статус самой проблемы в сознании социума.

21 апреля на встрече глав МВД государств - членов СНГ президент Беларуси заметил по поводу распространения ВИЧ-инфекции: «Уверен, что мы с вами очень слабо знаем масштаб этого страшного явления». Оценка этого масштаба - дело не только министерств и ведомств, но и всего общества. Не только потому, что существование тех или иных групп риска имеет выраженные социальные корни. В современных условиях от степени информированности общества о том или ином явлении, а не от количества обличительных и дидактических речей зависит его распространение. Проблема СПИДа решается не у аптечной витрины с презервативами, а в головах наших сограждан.

ПОРТРЕТ В СОЦИНТЕРЬЕРЕ

Попытка создать социологический портрет белорусских женщин сексуального бизнеса (ЖСБ), их поведенческих особенностей и путей превентивного вмешательства с точки зрения ВИЧ/СПИД/ИППП была предпринята РОО «Белорусская ассоциация клубов ЮНЕСКО» в рамках проекта Программы развития ООН «Содействие НПО в осуществлении планирования и реализации деятельности по предупреждению распространения ВИЧ и ИППП среди групп, наиболее подверженных риску заболевания». Реализация проекта вылилась в пять исследований, проведенных с декабря 2001г. по май 2003г. Исследования носили количественно-качественный характер и проводились методом анкетного опроса. Признав, что «создание квотной выборки было невозможным из-за слабой изученности ЖСБ в нашей стране, а также ее сложной достигаемости и закрытости», авторы прибегли к методу стихийного отбора.

Репрезентативность опросов можно оценить по тому, что на полевом этапе (непосредственный сбор информации) было опрошено 868 человек. Симптоматична география опроса: 236 респонденток в Минске, сопоставимое количество в приграничных областных центрах (226 - Брест, 157 - Гродно, 249 - фестивальный Витебск).

Характер исследований предопределил круг охваченных вопросов: от причин прихода в секс-бизнес, социально-демографических характеристик ЖСБ до выявления конкретных сексуальных практик группы и методов предохранения. Ракурс рассмотрения проблемы ЖСБ, принципиально отличающийся от ведомственной статистики, в сопоставлении с нею дает более детализированную картину секс-бизнеса в Беларуси.

ЛЕГКОЕ ПОВЕДЕНИЕ, НЕЛЕГКАЯ СУДЬБА

У белорусской труженицы секс-бизнеса действительно нелегкая судьба. Минимальный возраст участниц опроса - 16 лет, максимальный - 50, средний - 21-24. ЖСБ не повезло с образованием: у 38,8% оно среднее, у 29,9% - среднее специальное. Высшим может похвастаться лишь 6,2%, зато неоконченным высшим - 14%. Последнее, к слову, вполне совпадает с оценками получающей распространение в странах СНГ т.н. «студенческой проституции». Среди 730 респонденток 5,9% оказались учащимися ПТУ, 8,6% - техникумов, столько же - вузов.

В силу профессиональной деятельности не ладится и семейная жизнь: 65% ЖСБ не состоят в официальном браке, лишь 5% могут похвастаться наличием штампа в паспорте. Зато велика доля разведенных (15,6%) и состоящих в гражданском браке (13%). Предсказуема бездетность большинства опрошенных (72%), однако характерно, что 21% респонденток имеют одного ребенка.

А вот данные о жилищных условиях ЖСБ рушат устоявшиеся стереотипы: большинство живут с родителями (31%) или снимают квартиру (26%), собственной квартирой или общежитием могут похвастаться 16% и 14% соответственно.

Не внушают оптимизма обстоятельства профориентации респонденток. На первом месте - «нехватка денег на самое необходимое», на втором - «стремление к красивой жизни», далее идут «пример подруги» и совсем уж парадоксальные «желание найти мужа» и «нехватка денег на образование». Впечатляют прогнозы касательно сферы собственного будущего: большинство намерено заниматься проституцией, пока не найдут другой заработок, пока не надоест, пока не решат свои проблемы и, наконец, пока позволяют здоровье и возраст.

НЕ ТЯНУТЬ РЕЗИНУ

Один из ключевых вопросов исследования - контрацепция. Из 310 респонденток лишь 32,3% всегда используют презерватив. 49% предпочли более расплывчатое «почти всегда», 18,4% прибегают к этому способу контрацепции от случая к случаю.

Во взаимоотношениях с постоянным клиентом ситуация еще сложнее: лишь 42% используют при таких контактах презерватив, «что говорит о высоком уровне доверия клиентам», но сводит риск к показателю 58%. С постоянным партнером не используют презерватив 52% ЖСБ, зато со случайным клиентом прибегают к его помощи 85%. Среди факторов, влияющих на отказ от презерватива, лидируют дополнительное вознаграждение, отсутствие самого презерватива и нежелание клиента.

Ассортимент сексуальных услуг выстроен по законам рынка: большинство опрошенных постоянно практикует вагинальный секс, часто прибегая к оральному, иногда - к анальному. Только 113 опрошенных сочли все виды секса потенциально опасными. Для сравнения: 94 респондентки считают абсолютно безопасным оральный секс.

Режим работы ЖСБ нельзя оценить однозначно: минимальное количество партнеров в сутки в среднем по массиву составляет 1,8 человека, максимальное - 4,7. При этом если набор оказываемых услуг самостоятельно определяют 81,6% респонденток, то размер оплаты и продолжительность рабочего дня - лишь 57,9% и 56,6% соответственно. Данные подтверждают: для большинства проституция - самостоятельный выбор. Даже количество клиентов у 63% обусловлено личным желанием и лишь у 18% - требованиями сутенера.

ЛЕЧИТЬСЯ, ЛЕЧИТЬСЯ И ЕЩЕ РАЗ ЛЕЧИТЬСЯ

Коль скоро ЖСБ - группа риска, то ИППП для них - почти профзаболевания. 94,5% считают необходимым периодически обращаться к венерологу или гинекологу. Увы, подавляющее большинство делает это лишь в случае необходимости.

Среди медучреждений и врачей, выбираемых ЖСБ, лидируют знакомые медики и платные медучреждения. Чуть меньшее количество предпочитает госмедицину, однако 41 респондентка не видит принципиальной разницы между частными и государственными учреждениями.

Сведения о контрацепции большинство черпает из нескольких источников сразу. Лидируют почему-то знакомые, далее идет реклама в СМИ, за ней - врачи в поликлинике. Среди методов защиты от ВИЧ и предохранения от беременности с огромным отрывом лидирует презерватив.

Большинство из 82 ЖСБ, ответивших на вопросы о беременности, прерывало беременность, однократно и в госучреждении. Но 36 респонденток считают, что лучше делать это у знакомого врача, лишь 30 предпочли госполиклинику.

Несколько шокировал результат опроса 134 человек об излечимости СПИДа: 11 опрошенных считают, что он излечим, 34 затруднились ответить. При этом 52,2% респонденток допускают возможность собственного заражения ИППП, но лишь 30,6% - ВИЧ. 25,4% отрицают такую возможность касательно ИППП, 43,3% - применительно к ВИЧ. Наконец, 22,4% и 26,1% опрошенных соответственно не задумывались об этом. 80 из 134 не употребляли наркотиков, у 70 нет знакомых, грешащих наркоманией.

СЕКС-РЫНОК И СЕКС-ПОТРЕБИТЕЛЬ

Если называть вещи своими именами, то группа риска в лице ЖСБ - лишь рынок сексуальных услуг, потребителем которых является общество (по крайней мере, его значительная часть). Женщины идут в этот бизнес в основном добровольно и осознанно, преимущественно из сугубо материальных соображений. В большинстве своем они не связаны сколько-нибудь жестко ни с криминалом, ни с наркоманией.

Как отмечают авторы исследования, «потребитель секс-услуг является одним из факторов, влияющих на степень опасности проституции, что указывает на необходимость вести профилактическую работу не только среди ЖСБ, но и среди лиц, пользующихся их услугами». Следовательно, степень риска зависит не только от поведения проститутки, но и от поведения ее клиента.

Уровень знаний о безопасном сексе у ЖСБ - низкий, уровень заботы о собственном здоровье - средний. С недостаточной степенью доверия к госсистеме здравоохранения все более-менее ясно, зато уровень информированности, по сути, является оценкой качества социальной рекламы, направленной на профилактику СПИДа.

Уникальность исследования Белорусской ассоциации клубов ЮНЕСКО, пожалуй, в том, что это редкий шанс взглянуть на проблему изнутри - до того, как она попадет в сводки МВД или статистику Минздрава. Открывающаяся панорама не вдохновляет. Зато заставляет задуматься.
Добавить комментарий
Проверочный код