Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№16 (484) 25 апреля 2005 г. Радости жизни

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ БЕЗ ЭКЗАЛЬТАЦИИ

25.04.2005
Дмитрий БЕЗКОРОВАЙНЫЙ

Обязательная квота в 75% белорусской музыки на радио, вызвавшая бурю негативных эмоций у рядовых слушателей, давно стала притчей во языцех. Однако опыты подобного рода отнюдь не единичны. Так что Беларусь скоро сможет зарабатывать деньги не на находящемся еще в проекте парке высоких технологий, а на уже созданном в масштабах страны уникальном полигоне испытания последних достижений безрассудного госрегулирования процессов, по своей природе не нуждающихся в регулировании.

Одной из последних наш опыт рассматривала Украина, также подумывающая, как бы увеличить количество записей отечественных исполнителей на радиостанциях. О перспективах применения полученных белорусами знаний в интервью музыкальному обозревателю «Белорусской газеты» рассказал украинский музыкальный продюсер, один из руководителей музыкального телеканала «O-tv» Александр БРИГИНЕЦ.

- Насколько серьезно обсуждается введение обязательной квоты отечественной музыки на украинских радиостанциях?

- Факт проведения совещания с участием руководителей всех сетевых и киевских радиостанций у вице-премьера по гуманитарным вопросам Миколы Томенко говорит сам за себя. На совещании анализировалось развитие информационного и музыкально-информационного пространства Украины.

- У вас уже есть какая-то норма присутствия украинской музыки на радио…

- Да, существует закон, требующий 50% национального эфира, но в нем речь идет о процентах эфирного продукта, а не музыки. В этом смысле многие выходили из положения очень хитрым образом. Создавались большие программы, скажем, утренний блок «Проснись и пой» длительностью два часа. В нем звучало десять песен, из которых одна песня украинская, девять западных либо русских. Национальный это продукт или нет? До сих пор не решено. Старая власть этим законом пользовалась лишь для того, чтобы нажать на радиостанции, помахать пальчиком и сказать «вы там что-то не то делаете». Радиостанции вели себя достаточно лояльно, и никто их не трогал. Сегодня встал вопрос, как наполнить эту статью закона реальным содержанием, чтобы национальным продуктом считался действительно национальный продукт, а не компиляция иностранного.

- Какие методы решения проблемы обсуждались на совещании?

- Мне было предложено подготовить отчет о том, как это происходит в двух наиболее радикальных в этом плане странах - Беларуси и Франции. Во время обсуждения некоторые руководители радиостанций, включая работающего сейчас в нашей стране экс-главу «Альфа Радио» Сергея Кузина, сказали, что это не очень хороший пример для Украины, поскольку в Беларуси это плохо сказывается на эфире.

Хотя я как человек, бывающий в Беларуси регулярно, могу сказать, что с каждым месяцем вещание и даже, скажем так, «белорусскость» этого вещания становится все лучше и лучше. Эти 75% дали большой толчок развитию современной белорусской музыки. Хотя смежные сферы, включая финансовое положение радиостанций, от столь резких изменений пострадали очень сильно.

Можно рассматривать деятельность радиостанций с иностранной музыкой как посредничество, а не производство собственного продукта. Для них будут предусматриваться другие нормы налогов. Поэтому мы обсуждали, как увеличить долю украинской музыки уже сейчас, чтобы от этого никто не пострадал. В результате радиостанции заявили, что 30% - это абсолютно реально. Через некоторое время соберемся и решим, как сделать больше без ущерба для радиостанций, причем целью являются 50%. Но решать проблему надо не жестким силовым способом, а с участием представителей шоу-бизнеса - рекорд-компаний, продюсеров, радиостанций - отработать схему, устраивающую и слушателей, и музыкантов.

- Как скоро ожидается 50-процентая квота отечественной музыки на украинских радиостанциях?

- Это вопрос в т.ч. законодательной трактовки данной нормы, которая появится не раньше следующей весны: летом парламент не работает, а осенью начнется подготовка к новым выборам, которые пройдут в марте. В этот период наверняка никто не будет принимать решения, которые вызвали бы недовольство собственников радиостанций. Разве что с провокационной целью…

Новый парламент будет сформирован в апреле - конце марта, и, я думаю, он будет менее левым, более ориентированным на национальную культуру и вхождение в Европу. Наверное, это отразится и на музыке. Возможно, дальнейшие меры будут направлены на сокращение доли российской музыки.

- Как человек, изучивший белорусский и французский варианты популяризации отечественной музыки, какие вы видите между ними различия?

- Даже защищая свой музыкальный рынок, Беларусь остается сателлитом российской поп-культуры и фактически работает на формирование российского рынка. Это и доминирование русского языка без массированной поддержки белорусского, и распространение русских форматов музыки.

Во Франции иная ситуация - там процент касается музыки на французском языке, а не французских исполнителей. Там cуществует своя, непохожая на остальные страны поп-культура, более прогрессивная, чем немецкая, итальянская, испанская и т.д. Благодаря этому Франция не является в музыкальном плане сателлитом какой-либо страны. А что происходит с другими странами Европы? Они сателлиты американо-британской системы музыки. В этом принципиальная разница.

- Собирается ли Украина квотировать музыку на национальном языке?

- Присутствие украинского языка в музыке - это требование ситуации и украинского народа. Хотим мы этого или нет, но 50% музыки на Украине создается на украинском языке, и ее будет больше: украинский язык снова в моде, как и во времена обретения независимости. Если эта тенденция потребует защиты на законодательном уровне, то будет создан специальный закон, но пока есть ощущение, что увеличение количества украиноязычной музыки не стоит стимулировать.

Давить на язык не стоит еще и потому, что Восток и Запад страны на последних выборах вступили в сильную конфронтацию. Сейчас Ющенко поддерживает даже большее число людей, чем во время выборов, но внимание консолидации страны уделяется достаточно серьезное, в т.ч. на культурном уровне. Речь идет о проведении фестиваля «Восток-Запад», в рамках которого группы из Восточной Украины будут гастролировать по всей стране вместе с группами из Западной.

- Обсуждаются ли другие возможности популяризации украинской музыки? У нас, например, согласно неофициальной информации, существует проект введения 75% белорусской музыки в клубах и ресторанах…

- У нас, полагаю, до этого не додумаются. На дискотеках и в клубах уже звучит определенная часть украинской музыки. Кроме того, есть опасение, что это вызовет негативную реакцию: люди не против украинской музыки, а против самого факта навязывания чего-либо.

- И все-таки: 75% отечественной музыки на белорусском радио - это необходимость или попытка решить заодно какие-то иные вопросы?

- Мысль о том, что белорусские радиостанции поставлены в жесткие условия, что все они на крючке у власти, достаточно прозрачна. Это некое преувеличение популяризации, поскольку 75% для этого рынка многовато. Но на носу президентские выборы, и так легче управлять радиостанциями, которые под благовидным предлогом могут быть закрыты в любой момент.

Украинская власть не хочет, чтобы возникало впечатление, что те или иные ее действия преследуют совершенно иные, нежели продекларированные цели. Именно поэтому идет мягкий разговор, задача которого - популяризация самой музыки. Хотя едва ли не все радиостанции и многие другие СМИ принадлежат людям прошлой власти - друзьям, родственникам и бизнес-партнерам Кучмы, но никаких мер против них не предпринимается.
Добавить комментарий
Проверочный код