Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№16 (484) 25 апреля 2005 г. Экономика

«ТЕТРА ПАК» ГОТОВ УПАКОВАТЬ

25.04.2005
Марина ГУЛЯЕВА

«Мы готовы к взаимовыгодному сотрудничеству со всеми потенциальными инвесторами», - заявил Александр Лукашенко в обращении к участникам III Международного инвестиционного форума, прошедшего на минувшей неделе в Минске. Насколько готовы к этому сотрудничеству «потенциальные инвесторы», корреспондент «Белорусской газеты» выясняла у вице-президента компании «Тетра Пак» в странах Восточной Европы и Центральной Азии Игоря АКИМОВА, посетившего белорусский инвестиционный форум.

- Как вы оцениваете прошедший инвестиционный форум?

- Инициация диалога с потенциальными инвесторами - очень правильный шаг правительства. Нам интересна в первую очередь тема глубокой переработки сельхозпродукции, и прежде всего молока и соков. Ведь от степени и качества упакованности пищевых продуктов зависит цивилизованность продовольственного рынка. Молоко можно возить в бидонах, бутылках, пленке, но потребителю не безразлично, как упакован продукт. Мы предлагаем такую упаковку, которая позволяет сохранять в молоке его природные питательные свойства без охлаждения длительное время (до 6 месяцев). Полагаем, что технологии «Тетра Пак» могли бы стать определенным прорывом для молочной промышленности Беларуси. У вас великолепная сырьевая база, что позволяет обеспечить высокий экспортный потенциал.

- В России «Тетра Пак» демонстрирует весьма впечатляющие успехи: по итогам 2004г., продажи упаковки выросли на 18%, объемы реализации технологического оборудовании - более чем на треть. А как в Беларуси?

- По итогам прошлого года наши объемы в Беларуси выросли на 12%. Но основной объем продаж приходится на упаковку для молочной продукции. Если говорить о соках, то их в Беларуси производится очень мало, на полках магазинов стоят в основном импортные. Хотя их производство, по сравнению с молочным, достаточно простое. В России рынок соков развивался через молочную промышленность, и до прихода «Тетра Пак» в стране не было цивилизованного рынка, соки продавались в стеклянных трехлитровых банках. Но соком это назвать было нельзя: стеклянная тара не защищает от воздействия солнечных лучей, губительных для витаминов. В Беларуси соки до сих пор продаются в стеклянных банках, а в России такой тары уже давно нет. А ведь оборудование, которое мы поставляем для молочных заводов, можно использовать и для разлива соков. Соковая индустрия развивается активно, и мы хотели бы, чтобы она так же динамично развивалась в Беларуси, и готовы содействовать этому.

- Как вы оцениваете степень «упакованности» белорусского молочного рынка?

- Она отстает от российского. Хотя в России рынок молока в пленке все еще велик, но он постепенно сужается, его доля составляет примерно 30%. В Беларуси, по примерным оценкам, молоко в пленке составляет более 80% рынка.

Представительство «Тетра Пак» появилось в Беларуси в начале 90-х, за это время мы наладили сотрудничество с рядом заводов. На каких-то заводах оборудование не полностью загружено, а где-то вообще не востребовано.

- А в чем причина невостребованности?

- Возможно, из-за излишней зарегулированности рынка. Вопрос и в платежеспособном спросе, в том, насколько молочный завод готов работать как самостоятельная единица на рынке. Мы уже прошли стадию, когда директор завода и вся его команда понятия не имели, что продавать и как продавать. Когда советская система управления рухнула, все перерабатывающие заводы оказались в глубоком кризисе, и «Тетра Пак» очень многим переработчикам пришел на помощь. Мы работаем более чем в 120 странах и понимаем, как должны действовать рыночные механизмы. Считаем себя не просто поставщиками оборудования, а партнерами предприятий. «Тетра Пак» помогал российским молочным заводам выстраивать систему дистрибуции, отделы маркетинга, продаж - все, чего молочные заводы не умели делать. Все сводилось к тому, чтобы произвести, отгрузить на склад, а потом ждать, когда кто-нибудь придет и купит. В этом тоже одна из причин отставания белорусского молочного рынка. Отдельные руководители областей, пытаясь защитить собственный рынок, ограничивают доступ другой продукции. Таким образом, они оказывают своим производителям колоссальную медвежью услугу, поскольку отсутствие конкуренции, соревновательности идей и цен не позволяет развиваться рынку.

Иностранный капитал пойдет туда, где есть дешевое сырье, образованная рабочая сила и благоприятный инвестиционный климат. Первые две составляющие в Беларуси, безусловно, есть. Но вот с третьей - вопрос.

- На прошедшем форуме прозвучали обнадеживающие заявления, обещающие потепление инвестиционного климата?

- Правительство заявило, что оно сделает все возможное, чтобы иностранный инвестор чувствовал себя как дома. Со своей стороны мы готовы поставлять вашим заводам упаковочное оборудование и материалы, готовы финансировать проекты белорусских партнеров. И будем делать это с удовольствием.

СПРАВКА «БГ». Компания «Тетра Пак» - мировой лидер в области переработки, упаковки и доставки жидких и вязких продуктов питания - крупнейшая промышленная группа концерна «Тетра Лаваль», основанного в Швеции в начале 50-х годов ХХ века. «Тетра Пак» представляют 77 дочерних компаний в различных странах мира, в т.ч. в России. Общий объем продаж компании в 2004г. - более 7,5 млрд. евро. В 1959г. был заключен первый контракт с СССР на поставку упаковки «Тетра Пак». В 1994г. зарегистрировано ЗАО «Тетра Пак» - дочернее подразделение «Тетра Пак» в России. Компания - первооткрыватель в сфере асептической упаковки жидких пищевых продуктов. Объединив центробежный сепаратор и картонный пакет в форме тетраэдра, компания положила начало новому типу упаковки для продуктов в молочном бизнесе. Технологические процессы, разработанные компанией, обеспечивают бактериологический контроль при розливе и упаковке. Региональные офисы представлены в Минске, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Красноярске, Новосибирске и Екатеринбурге. Два собственных завода «Тетра Пак» в России по производству упаковочного материала расположены в Тимашевске (Краснодарский край) и Королеве (Московская область). Постоянными партнерами и заказчиками «Тетра Пак» в России и Беларуси являются более 300 предприятий пищевой промышленности.
Добавить комментарий
Проверочный код