Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№14 (482) 11 апреля 2005 г. Портмоне

КТО СТРИЖЁТ, ТОГО ТОЖЕ СТРИГУТ

11.04.2005
Ольга МИКША

Как известно, каждый месяц волосы подрастают на 1 см. Благодаря этому свойству человеческого организма парикмахерские услуги всегда будут пользоваться спросом и приносить постоянный доход. К сожалению, даже в Минске он невелик.

По данным объединения «Белбыт», в настоящее время в Минске работают 582 парикмахерские. По мнению специалистов, это количество можно считать оптимальным: если еще несколько лет назад новые салоны открывались достаточно активно, то в последние год-два ситуация стабилизировалась и число парикмахерских меняется почти незаметно. К примеру, на начало 2005г. их было всего на три больше, чем сейчас.

Парикмахерские услуги могут служить успешным примером социальной ориентации реальной рыночной экономики. Ни одно из действующих предприятий не является государственным (госдоля присутствует лишь в ОАО «Восход», которому принадлежат около 60 минских парикмахерских). Весьма жесткая конкуренция не позволяет большинству парикмахерских устанавливать высокие цены. Для потребителя это выгодно: при разнообразии предложения каждый может найти своего мастера с приемлемым уровнем цен. Однако при общей невысокой платежеспособности населения средняя рентабельность минских парикмахерских остается весьма низкой: по данным «Белбыта», не более 5%.

ХОЗЯЙКА - КАК ЗОЛУШКА

Но желание открыть собственный салон не оставляет многих профессиональных парикмахеров. Светлана Комаровская, хозяйка открывшейся в прошлом году парикмахерской «Вечерняя звезда», шла к исполнению мечты почти 10 лет. Для открытия собственного дела понадобились деньги от продажи однокомнатной квартиры, два месяца и масса нервов. Комаровская полагает, что ей еще повезло: например, ее бывшая коллега, также затеявшая открытие парикмахерской, потратила на подготовку и согласование необходимых документов полтора года.

Кстати, сейчас будущему бизнесмену нужно располагать более значительным начальным капиталом: получить помещение в аренду можно только через аукцион, что неминуемо приводит к росту цены на привлекательные объекты. Но и сегодня аренда обходится недешево. К примеру, в спальном районе Минска аренда салона, сравнимого по площади с однокомнатной квартирой, с учетом расходов на коммунальные услуги составляет почти $200 за кв. м в месяц.

Однако арендные отношения не заканчиваются своевременной оплатой. Договор аренды заключается на 11 месяцев, каждый год его нужно переоформлять, это занимает два месяца и стоит не намного меньше, чем в первый раз. В такой ситуации арендатор оказывается практически беззащитным перед арендодателем, который может просто отказаться продлевать договор. Между тем, оказывается, оформление аренды на более длительный срок также возможно, но отнимает намного больше времени и средств. Поэтому большинство арендаторов и предпочитает краткосрочный договор.

После регистрации предприятия и заключения договора аренды помещения можно считать, что полдела сделано. Затем - ремонт, закупка оборудования и материалов, набор персонала. Поскольку владельцами парикмахерских обычно становятся профессиональные мастера, хорошо знакомые с техпроцессом, этот этап проходит для них намного легче предыдущего. «Для меня практически ничего не изменилось, - рассказала Комаровская. - Раньше я работала 8 часов, теперь - 16 и больше». В круг ее обязанностей теперь входят администрирование, закупка парфюмерии, мониторинг финансового состояния предприятия, а также собственно парикмахерское дело. «Мне нравится моя работа, поэтому я не собираюсь отказываться от своих клиентов», - сказала Комаровская. При этом зарабатывает она сейчас немного больше, чем на последнем месте работы: в первую очередь благодаря профессиональной категории и лишь отчасти - благодаря статусу хозяйки. При всем своем желании она не может назначить ни себе, ни своим мастерам зарплату, на которую ориентирует работодателей президент.

Зарплата мастера зависит от объема выполненных работ и его профессиональной категории. После уплаты налогов, аренды и коммунальных платежей на зарплату остается 25-30% выручки предприятия. После первого года работы «Вечерняя звезда» только-только стала безубыточным предприятием, о стабильной прибыли говорить пока рано. Но, по словам Комаровской, первой целью, на которую она ориентируется, является увеличение зарплаты мастерам.

ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ГЛАДИЛЬНОЙ ДОСКЕ

Пример парикмахерских услуг доказывает, что в условиях насыщения рынка конкуренция переходит в область неценовых факторов. При одинаковом уровне цен привлечь клиента можно красивым интерьером, хорошей парфюмерией, чистотой. «Если клиент увидит, что ему предлагают услугу по той же цене, что в соседней парикмахерской, но с большим комфортом, он будет ходить к нам», - считает Комаровская. Несмотря на то, что по большинству сертификационных требований ее парикмахерская отвечает категории «салон люкс» (для полного соответствия не хватает реализации сопутствующих товаров, гардероба для верхней одежды и половины штата сотрудников с наивысшей категорией), она держит довольно низкие цены и в ближайший год заметно поднимать их не собирается. «Клиента надо приучить пользоваться именно нашей услугой, иначе, если на третий раз он придет и увидит высокие цены, мы можем его потерять, - полагает Комаровская. - Я предпочитаю сделать десять маникюров, чем ждать одну сложную прическу: как гипермаркет, брать объемами».

Приходится идти на максимальное сокращение издержек. Уборкой занимаются сами мастера: ежедневно на своем рабочем месте и раз в месяц - генеральная уборка всего салона. Белье стирают тоже здесь - в подсобке стоит стиральная машина, над ней - веревки для сушки. Рядом большой встроенный шкаф и гладильная доска. На ней хозяйка проверяет счета и ведет необходимые записи. «Я хотела сделать для себя рабочий уголок, а на доске - временно», - немного смущаясь, объяснила хозяйка салона.

О планировании отпуска говорить даже не приходится - возможно, осенью, когда с отдыха вернутся все мастера, но не больше чем на недельку. Надо работать: «Я ведь продала мамину квартиру, чтобы открыть свою парикмахерскую, ее же надо окупить». Когда это произойдет, Комаровская даже не бралась просчитывать. Но несмотря на все трудности, она ни о чем не жалеет и возвращаться в наемные работники категорически не желает.
Добавить комментарий
Проверочный код