Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№14 (482) 11 апреля 2005 г. Личный вкус

АИДА ПОД «ЗОЛОТОЙ МАСКОЙ»

11.04.2005
Андрей КУРЕЙЧИК

Фестиваль: «Золотая маска». Театр: Новосибирский театр оперы и балета. Спектакль: «Аида» Дж. Верди. Режиссер и художник: Дмитрий Черняков

Что это? В России есть самый главный театральный фестиваль - «Золотая маска». Каждый год в апреле для всеобщего обозрения в Москву привозят все лучшее, что сделано за сезон в необъятном российском театре. Критики, жюри, театральная публика все это смотрят, после чего на яркой и торжественной церемонии происходит вручение российских театральных «Оскаров» - «Золотых масок» по разным номинациям: в опере, балете, музыкальном, драматическом и кукольном театрах.

В этом году на «Золотой маске» представлено целое созвездие известных имен: Гинкас, Някрошюс, Карбаускис, Серебрянников. Но кульминацией фестиваля стал показ оперы «Аида» в постановке Дмитрия Чернякова в Государственном Кремлевском дворце. Шесть тысяч зрителей более трех часов проходили бесконечное количество турникетов и проверок, и не зря: зрелище оказалось действительно грандиозным.

Драматургия. Опера - это искусство, где сюжет зрителю положено рассказывать заранее, и, по большому счету, он не имеет большого значения. Поскольку «Аида» исполнялась на итальянском языке, к каждой программке прилагался листок с подробным изложением всех злоключений несчастной Аиды, ее отца, возлюбленного и т.д. В отличие от обычной драматургии, которая строится на явных и скрытых конфликтах и событиях, может иметь разнообразные «подтексты» и «контексты», оперное либретто - смена грандиозных, масштабных и пафосных картин. Когда на сцене сразу 300 человек, огромные декорации, а в оркестровой яме во всю мощь играет сотня музыкантов, то тут не до «тонкостей» и «подтекстов». Поэтому в опере всегда играется первый план, т.е. изложенный в программке всем известный сюжет.

Режиссура. В этих условиях талант оперного режиссера заключается в том, чтобы найти такие художественные средства выражения сюжета, чтобы зрителю все равно было интересно смотреть спектакль, несмотря на то, что он ни слова не понимает, о чем они там поют, зато заранее знает всю интригу. И здесь работа художника обретает гораздо большую, чем в драмтеатре, ценность. Чернякову повезло: он и режиссер, и художник своих спектаклей.

Для начала режиссер перенес «Аиду» из египетских песков в 70-е гг. прошлого века, стилизовав костюмы и действие под брежневскую эпоху. Несмотря на очевидные аллюзии на СССР в костюмах и поведении персонажей, Чернякову удалось избежать прямых ассоциаций. Его герои из некоей вымышленной страны, «Икс-ландии», где все очень что-то напоминает, все смутно знакомо, но конкретных параллелей вроде и нет.

Действие происходит на огромной, пострадавшей от войны городской площади. Фантастические по достоверности и красоте декорации в свете, выстроенном художником Глебом Фильштинским, кажутся абсолютно реальными - этакий Грозный после штурма. Именно на этом фоне и разворачивается история Аиды и Радамеса. Черняков научил оперных актеров чувствовать себя совершенно свободно и без пафоса. У него на сцене женщины переодевают чулки, балерины танцуют перед столами, за которыми сидит пьющая «номенклатура», герои курят и т.д. И все это без показухи, надрыва или вызова.

Плюсы. Опера должна модернизироваться, идти в ногу со временем, ломать собственные штампы и стереотипы. Прекрасная работа дирижера Теодора Курентзиса.

Минусы. Все-таки даже Чернякову не удалось сделать оперу по-настоящему динамичной. Когда темпоритм действа определяется музыкой, некоторые сцены приходится просто «пережидать».

Драматургия/режиссура/актерская игра: 8/9/8 
Добавить комментарий
Проверочный код