Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№14 (482) 11 апреля 2005 г. Контекст

ОЛЕГ ГАРКУША: «НЕ НАДО СТАВИТЬ КЛЕЙМО НА РОК-Н-РОЛЛ»

11.04.2005
Виктор МАРТИНОВИЧ

В России продолжает греметь эхо недавней встречи заместителя главы администрации президента РФ Владислава Суркова с рок-звездами. Газета Die Welt сообщает, что в ходе встречи Сурков обещал 15 рокерам содействие в решении их проблем и попросил в случае беспорядков в России вести себя по крайней мере нейтрально.

Маститый музыкальный критик Артемий Троицкий написал для «Новой газеты» статью «БГ и ГБ. Рок-н-ролл жив усилиями администрации президента». Троицкий негодовал по поводу того, что Борис Гребенщиков «недавно назвал президента Путина «сыном неба», перепутав гаранта с императором, а небо с КГБ». Троицкий сделал вывод, что встреча состоялась потому, что «на примере близкой по параметрам Украины убедились в том, что популярная музыка может не только делать деньги и озвучивать бордели, но и активно влиять на политическую ситуацию».

По мнению критика, в ходе встречи «Сурков устроил рок-элите проверку на полусогнутость». Впечатлил Троицкого даже не сам факт рандеву, а то, «какими просветленными культовые артисты с него вернулись». Не понравилось Троицкому и то, что они «не колются, как партизаны, не дезавуируют этот очевидный, с т.з. любого нормального (тем более рок-н-ролльного) человека, АНЕКДОТ». Заканчивалась статья совсем уж жестко: «Понимают, панки козлобородые, отребье наркоманское, величие ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ. И это молчание рок-агнцев выразительнее всех их новых песен».

Насколько справедливы оценки динозавра музыкальной критики? Так ли уж важны свобода и нонконформизм для рок-н-ролла? Нуждаются ли музыканты в содействии, которое пообещал Сурков? Об этом обозреватель «Белоруской газеты» беседует с одним из не приглашенных на встречу с Сурковым рокеров, музыкантом группы «АукцЫон» Олегом ГАРКУШЕЙ.

- Во времена СССР настоящего рокера от представителя ВИА можно было отличить по углу «наклона» к власти. Если эстрада работала в тесной связке с компартией, то рокерам «полусогнутость» не была свойственна никогда. И тут вдруг визит в Кремль. Изменились времена или рокеры?

- Времена изменились. А потому ни в коем случае не надо ставить клеймо на рок-н-ролл, как это уже сделали с «Машиной времени» и Гребенщиковым. Не надо упрекать их в том, что они вроде как продались. Большинство рок-коллективов живет на то, что зарабатывает на концертах. А организовать концерт теперь отнюдь не так просто, как кажется. Все подорожало: и дорога, и проживание. Может быть, встречаясь с Сурковым, музыканты пытались добиться, чтобы было больше концертов, больше ротаций по радио, больше программ о хорошей музыке на телевидении. Засилье попсы больно уж сильно давит на мозги.

- Стоит ли это понимать так: Олег Гаркуша - за господдержку рока?

- Нет, речь не о прямой поддержке. Есть много молодых групп, которые сами не могут пробиться. Этим искренним ребятам нужно помочь попасть на ТВ и радио. Группам, которым уже больше 20 лет, такой поддержки не надо: на их концерты и так народ идет.

Помимо помощи в раскрутке самим музыкантам, можно было бы сделать некий культурный центр, где группы репетировали бы, выступали, получали за это деньги, имели бы доступ к студии.

«БАРЫШНИ» КАК СРЕДСТВО БОРЬБЫ С КГБ

- В Беларуси молодым музыкантам помогли, введя ограничение на ротацию иностранной музыки на FM. Создается государственный продюсерский центр. Но настоящие рокеры не сильно счастливы: помогая, государство диктует условия.


- Все зависит не от государства, а от музыкантов. Если они пишут песни от чистого сердца, а не под формат каких-то определенных радиостанций и телепередач, их не испортишь никакой поддержкой. Они все равно будут продолжать писать то, что пишут.

В 1981г. в Ленинграде был открыт межсоюзный Дом самодеятельного творчества, более известный как питерский рок-клуб. Открыла его одна известная организация под названием КГБ. Факт причастности КГБ к этому, конечно, ужасен, но рок-клуб сплотил многих музыкантов, которые были разбросаны по всему городу. Раньше в Ленинграде не было мест, где все могли бы собираться, выступать, слушать друг друга. А в рок-клубе был неплохой зал, аппаратура.

- Кураторство КГБ рокерам не мешало?

- В обмен на госпомощь были выставлены определенные требования. Нужно было «литовать» тексты, без разрешительной печати нельзя было исполнить песню. Спецкомиссии решали, быть той или иной песне или не быть. Были худсоветы, которые принимали либо не принимали в клуб те или иные коллективы. Среди членов худсоветов были всякие люди, в т.ч., естественно, из «органов». Но если группа была по-настоящему талантлива, ее принимали, несмотря на все неприятные нюансы. Кроме того, многие музыканты находили лазейки, с помощью которых можно было чувствовать себя вообще свободно. В отделе по «литовке» текстов сидели барышни, которые прекрасно врубались во все происходящее и делали все возможное, чтобы хорошие песни со сцены все-таки звучали.

СЛИШКОМ МНОГО СВОБОДЫ

- Артемий Троицкий назвал поход рокеров к Суркову «анекдотом»…


- Я знаю Троицкого очень давно, он присутствовал на самом первом концерте «АукцЫона» в 1983г. К сожалению, сейчас у него есть некоторое количество групп, которые ему когда-то очень понравились и которые он с тех пор любит. Не мне, конечно, судить, но как музыкальный журналист Троицкий далеко уже не тот, каким был раньше.

Изменилось время, все мы стали достаточно взрослыми, где-то даже старыми, изменилось состояние души, и все остальное тоже изменилось. Гребенщикову вручают орден, приглашают в Кремль, «Аквариум» дает концерты во Дворце съездов. По понятиям 80-х гг. это нечто невероятное. Но ведь уже и не 80-е годы. И если что-то делается, значит так надо. Что плохого в концерте Гребенщикова в Кремле, если засилье попсы достало уже не только рокеров, но и обывателей?

- И все-таки: со времен Виктора Цоя русский рок тесно ассоциировался со свободой, нонконформизмом. Что-то изменилось? Насколько сейчас важна свобода для рокера? Если ему хочется ругнуться матом или спеть, что власти задолбали, он должен сдерживать себя?

- Лично я считаю правильным то, что в СССР было «литование» текстов. Музыкант должен держаться в определенных рамках. Конечно, у слушателя всегда есть выбор: слушать песни этого музыканта или предпочесть другого, но какие-то рамки быть должны.

- А как же песня «АукцЫона» «Белые столбы», в тексте которой присутствует... крайне экспрессивная форма отрицания?

- Из песни слова не выкинешь. В «Столбах» проскочило одно матерное слово. Даже не проскочило, оно там должно было быть, никакое другое его адекватно не заменило бы. А вот когда у Сергея Шнурова из группы «Ленинград» весь репертуар строится на ругательствах, это перебор. Сейчас такое время, когда все можно. Но это ведь до поры. Когда-нибудь такая свобода обязательно прекратится.

- Когда в Минск приезжали «Звери», с майки Ромы Зверя на всех постерах заставили убрать слова «sex drugs rock-n-roll». Это вы тоже приветствуете?

- Я не считаю, что группа «Звери» - это рок-н-ролл. Обычная поп-группа. Не знаю, употреблял ли Рома Зверь какие-нибудь drugs, но, если быть дотошным, настоящие рок-н-ролльщики поколения 80-х с drugs дело имели. Для нынешнего поколения рок-н-ролльщиков этот лозунг вообще не актуален. Среди молодых питерских команд не знаю ни одного коллектива, который был бы поголовно пьян или в наркотическом трансе. Ребята занимаются тем, чем хотят, без всяких наркотиков. И это правильно: очень многие музыканты умерли от алкоголя или наркотиков. Зачем же drugs пропагандировать?

- Если бы «АукцЫон» позвали на встречу в Кремль, вы пошли бы?

- У меня есть очень большой запас интуиции, и я всегда чувствую, куда идти нужно, куда - нет. Для начала я узнал бы, кто будет представлять рок-н-ролльную среду на такой встрече. Если Рома Зверь и «Смысловые галлюцинации», я не уверен, что это было бы интересно для меня. Кроме того, попытался бы выяснить, могла бы такая встреча вообще помочь чему-либо. Если бы она помогла открыть культурный центр, увеличить ротацию рок-н-ролла на FM, сделать, чтобы его, скажем, было 50х50 с «попсой», пошел бы.

СПРАВКА «БГ». Олег Гаркуша родился в 1961г. в Ленинграде. В 1980г. окончил Ленинградский кинотехникум. Работал киномехаником. Один из самых эпатажных персонажей русского рока, считается визитной карточкой группы «АукцЫон», на концертах которой играет на дудках, читает стихи, приседает и подпевает солисту Леониду Федорову. Работу в «АукцЫоне» и рождение сына считает важнейшими для себя событиями. Мечтает завоевать весь мир.
Добавить комментарий
Проверочный код