Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№14 (482) 11 апреля 2005 г. Экономика

К ЛАМПОЧКЕ ИЛЬИЧА

11.04.2005
Ярослав РОМАНЧУК

№ 14 [482] от 11.04.05 - В Беларуси развернулась активная подготовка к работе в режиме энергетической безопасности. До 1 июля на стол президента должна лечь госпрограмма комплексной модернизации основных производственных фондов энергосистемы, энергосбережения и обеспечения страны собственными топливно-энергетическими ресурсами. Обсуждаются самые разные способы снижения зависимости страны от поставок энергоресурсов из России. Дошло до того, что в качестве альтернативного вида топлива предлагается использовать некие быстрорастущие чудо-деревья, готовые стать топливом уже после трех лет роста. Одним из главных идеологов новой концепции энергетической безопасности является помощник президента Сергей Ткачев.

БОРОТЬСЯ С МОНОПОЛИЕЙ УСИЛЕНИЕМ МОНОПОЛИЗМА

В 2004г. белорусские производители генерировали 31,2 млрд. кВт/ч электроэнергии, что на 17,2% больше, чем в 2003г. Себестоимость белорусской энергии составила примерно 3,5 цента США за 1 кВт/ч, увеличившись за год примерно на 25%. В 2004г. импортировано чуть более 4 млрд. кВт/ч электроэнергии - на 46,5% меньше, чем в 2003г. А вот средняя цена уменьшилась - с 2 до 1,9 цента за 1 кВт/ч. В результате переориентации на производство электроэнергии на внутреннем рынке Беларусь повысила ВВП, но могла бы заплатить (по себестоимости) за такое же количество энергии почти на $60 млн. меньше. За эту ошибку никого не посадили. И даже не уволили.

Это классический пример поведения госмонополии, которая имеет право формировать цену по затратному методу. Сергей Ткачев предлагает своеобразные способы борьбы с монополизмом, полагая, что «современная антимонопольная политика переносит центр тяжести борьбы с монополиями как хозяйствующими организациями на борьбу с монополизмом как явлением, т.е. со «злоупотреблением» монопольным положением». Это значит, что совсем не обязательно разбивать монополии и поощрять конкуренцию. Достаточно бороться с менеджерами, которые неправильно понимают интересы государства.

По сути, помощник президента ставит крест на разработанной в 2003г. концепции рыночного реформирования электроэнергетического комплекса. Он считает ее не только ошибочной, но и опасной: «Мировой опыт говорит совершенно другое: только там, где энергетика находится в национальной собственности, успешнее всего реализуются самые амбициозные энергетические проекты». Делаются ссылки на США и Францию, но тут же приводится пример того, как в Америке случаются сбои с подачей электроэнергии.

Ткачев не упоминает, что все эти проблемы как раз являются следствием госрегулирования и отсутствия рынка. Он предлагает отказаться от российского и европейского подхода к реформированию отрасли - отделению транспортных сетей, сохраняющих монопольное положение, от производителей электроэнергии, теплоэнергии и транспортных услуг.

Энергетическая реформа в России едва началась, а помощник президента РБ уже приписывает ей все беды тамошней энергетики: «В 1975-85гг. ежегодно вводились основные фонды в размере 5-6% действующих, с началом реформ этот показатель стал быстро снижаться и в 2001г. достиг уровня 0,8%». До этого времени вообще не было речи об энергетической реформе, но советник белорусского президента уже «навесил» на нее все проблемы, в т.ч. «образование около 100 энергокомпаний».

БЕЛОРУССКИЙ ПУТЬ К ЛАМПОЧКЕ ИЛЬИЧА

Сергей Ткачев считает недопустимым коммерциализацию энергетики, потому что она станет «корпоративной обособленной системой со своими экономическими интересами… Тем самым будут созданы условия для подавления госсистемы регулирования». Получается, что энергетика и бизнес несовместимы, что за непрофессионализм чиновников и менеджеров должны платить все, даже те, кто электроэнергию не потребляет. Основание тоже было придумано современное: «Наше демократическое государство не может допустить экономического противопоставления развития экономики и энергетики». И далее: «управленческий супермонополизм концерна «Белэнерго» должен быть подорван».

Анализируя рекомендации Ткачева, можно подумать, что это не Лукашенко назначает всех министров, не правительство определяет параметры работы министерств, а чиновники из «Белэнерго» самостоятельно хотят разрушить хрупкий сосуд госэкономики высокими ценами на электроэнергию. Он предлагает перейти «от затратного механизма расчета тарифа на электроэнергию к механизму стимулирования энергосбережения и экономически обоснованным тарифам». «Жесткое госрегулирование электроэнергетики - не тормоз, а мощный ускоритель развития не только электроэнергетики, но и экономики в целом», - утверждает Ткачев.

КТО ТОПИЛ, ТОМУ И СПАСАТЬ

К началу 2005г. «Белэнерго» работает с рентабельностью в 14%. Однако эта цена не включает затраты на модернизацию системы. Не допуская реформ и частного капитала, отечественная энергетика отнюдь не блещет результатами.

СПРАВКА «БГ». Электроэнергетика Беларуси - это 22 крупные электростанции, 25 районных котельных, 35 тыс. км линий электропередач, 1270 подстанций (их установленная мощность 30875 МВт), около 2 тыс. км трубопроводов тепловых сетей. В стране эксплуатируется около 1650 км трубопроводов тепловых сетей, или 34% от их общей протяженности (4351 км) со сроком использования более 20 лет.

Генерирующая мощность белорусских электростанций составляет 7814 МВт. На них можно в год вырабатывать около 45 млрд. кВт/ч при потребности страны около 32 млрд. и импорте - от 4,5 до 8 млрд. кВт/ч. Турбинное и котельное оборудование, отработавшее более 25 лет, составляет 57% и 62% от установленной мощности. Ремонт сетей требует серьезных капиталовложений. Только для поддержания существующей возрастной структуры тепловых сетей необходимо ежегодно проводить замену не менее 200 км трубопроводов. За счет этого можно сэкономить 10 тыс. т условного топлива. Скорость ремонта и замены явно отстает от требуемой. В 2003г. заменено лишь 79,5 км трубопроводов тепловых сетей.

Еще критичнее ситуация с ремонтом линий электропередач. Из 35 тыс. км 90% имеют срок эксплуатации более 25 лет. По этой причине в сетях теряется до 13% передаваемой энергетической мощности. Большинство из имеющихся подстанций напряженностью 35 кВ и выше построено в 1960-80гг. Физический износ оборудования достигает 70%.

Не дожидаясь пока правительство дозреет до реформ энергетики, предприятия начинают активно устанавливать автономные источники энергии. Это яркое подтверждение того, что правительство не справляется с монополизированной и жестко регулируемой сферой. Но Ткачеву так не кажется. Он считает, что «с государственных позиций было бы правильно взять этот процесс под контроль. Хотя бы в части элементарного управления закупками. Имеется в виду проведение единой политики по маркам и ценам закупаемого оборудования».

Так или иначе, но рост цен на электроэнергию как предприятиям, так и населению практически гарантирован. Ресурсов даже на элементарный ремонт не хватает, а привлечение внешних инвесторов прямо отвергается.
Добавить комментарий
Проверочный код