Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№12 (480) 28 марта 2005 г. События. Оценки

БЕЛЗАГОГУЛИНА ВМЕСТО «ЕВРОЛИНИИ»

28.03.2005
Янка ГРЫЛЬ

Анналы белорусской рекламы в 2005г. полнятся новыми событиями с такой скоростью, что скоро можно будет считать этот год не за два, а за пять. На минувшей неделе стало ясно, что намеченный на 14-16 апреля международный фестиваль рекламы «Европейская линия-2005» не состоится.

Организаторы вовремя объявили о решении: 1 апреля значилось в календарях рекламистов как deadline. Ожидалось участие в фестивале ведущих РА ближнего (Россия, Украина, Казахстан) зарубежья. Сто с лишним работ подали только отечественные рекламисты, с учетом же гостей фестивальный урожай мог превысить 500-600 и более.

Пресс-релиз организаторов, сообщая об отмене «Евролинии», подчеркнул: «Данное решение было очень трудным, учитывая все понесенные организационные, трудовые, моральные, да и финансовые затраты». Объяснение оргкомитета сдержанное: виной всему «ситуация на рекламном рынке РБ, главной характеристикой которого можно с уверенностью назвать неопределенность». Ассоциация рекламных организаций (АРО) до конца пыталась сдержать редеющие колонны участников, но неопределенность оказалась сильнее профсолидарности.

Белорусским рекламным фестивалям не везет. За рубежом наши рекламисты регулярно завоевывают награды, а на родине то «Золотому волку» прищемят хвост, то «Евролинию» изогнут «белзагогулиной».

Появившиеся на свет с небольшой разбежкой «Комплекс мероприятий по развитию рекламного бизнеса» и президентский декрет N3 разделены не только временной, но и смысловой дистанцией. Декрет содержит гораздо более мягкие и выполнимые требования, нежели Комплекс. Однако до сих пор не определены органы, в компетенцию которых входит надзор за выполнением установленных в документах норм. Отсутствуют и подзаконные акты, инструкции по толкованию тех или иных положений комплекса и декрета.

С тем, что вся реклама должна изготавливаться в Беларуси с привлечением белорусских граждан, игроки рекламного рынка уже смирились. Но что считать «привлечением»? Первоначально в проекте фигурировало «участие» - слово, гораздо более однозначно маркированное, чем «привлечение»: 100% белорусов в кадре. Но даже если речь идет о привлечении, означает ли это, что концерт Аллы Пугачевой в Минске должна рекламировать Анжелика Агурбаш? Сколько граждан РБ должно быть в массовке, хором жующей чипсы, - 75%? Адаптация рекламного ролика шоколадного батончика (переозвучка, смена титров и т.п.) - «привлечение» или нет? Доходит до абсурда: у госучреждения, находящегося в подчинении УДП, могут потребовать паспортные данные счастливой парочки, размещенной на афише и играющей там не образную, а декоративную роль. И потребовать их может теоретически кто угодно. Может, сначала следует определиться, кто отвечает и за что именно, а потом уже «разруливать»?

В этом контексте выставлять на фестивале работы, белорусская подноготная образов которых не доказана должным количеством документов или, напротив, прет из всех щелей, как тараканы после визита дезинсектора, - одинаково бесплодное и рискованное занятие. Минские РА ждут, кого оштрафуют первым, какая инстанция выпишет штраф и за что. Им уже не до креатива и не до популяризации собственного творчества.

С другой стороны, бытует мнение, что первые два-три штрафа без разъяснительных подзаконных актов парализуют рынок, а не внесут ясность в исконно белорусскую «неопределенность». Сами рекламисты высказываются гораздо жестче, чем пресс-релиз: «При любых условиях будет работать тот, у кого есть крыша. Остальным лучше затянуть пояса и, понеся убытки, дождаться определенности. Ее отсутствие выгодно компаниям и их высокопоставленным лоббистам, готовящимся под всю эту шумиху к переделу рынка. Какой тут фестиваль?»

Как это обычно и бывает, меры государства по защите отечественного производителя ударили по этому же производителю. Вряд ли Александр Лукашенко, выступая со своими памятными инициативами, мог предугадать такой ход событий. Но исполнительная власть потому и зовется исполнительной, что порой исполняет не только принятые законодательные акты, но и желания - и собственные, и подконтрольных коммерческих структур.
Добавить комментарий
Проверочный код