Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
Интересует контрактный двигатель? Большой выбор контрактных двигателей
vagmotor.ru
№12 (480) 28 марта 2005 г. Радости жизни

ЕВРОПОДАРОК ЛЕОНИДУ ГУЛЯКО

28.03.2005
Дмитрий ДОНСКОЙ

№ 12 [480] от 28.03.05 - В преддверии Международного дня театра 27 марта в Белград съехалась вся театральная Европа вместе с другими континентами - около 500 крупнейших менеджеров, худруков и театральных функционеров более чем из 50 стран Европы, Азии и Америки. Повод - сессия IETM - «Неформальные Европейские Театральные Встречи». Параллельно там же прошло заседание международной сети драматургов и культурных операторов The Fence (штаб-квартира в Лондоне). Мероприятия не обошлись без участия представителей Беларуси, что оказалось весьма кстати: белорусский вопрос, похоже, всерьез заинтересовал театральную Европу.

IETM - самый представительный и престижный театральный форум Европы - по масштабу участников можно сравнить разве что с сессией МОК в спорте или Каннским кинофестивалем. На IETM между крупными театральными проектами распределяются ресурсы ЕС - крупнейших доноров и фондов - на несколько сотен миллионов евро. Нынешняя сессия проходила под девизом «Европа: ре-объединение» и была посвящена вопросам культурной интеграции старых и новых членов ЕС, а также других стран, имеющих отношение к европейскому театру. В этой связи интерес к Беларуси как к стране «в самом центре Европы» выглядел закономерно.

КАМЕНЬ В БЕЛОРУССКИЙ ОГОРОД

То, что в Беларуси не соблюдают авторские права, ни для кого не секрет. Но, похоже, терпение Европы по этому поводу лопнуло, о чем свидетельствует оказавшееся в распоряжении «Белорусской газеты» обращение на имя министра культуры РБ Леонида Гуляко.

Обращение начинается угрожающе: «Международная сеть драматургов и культурных операторов The Fence, которая включает в себя авторитетных представителей более 40 государств Европы и Северной Америки, и участники IETM в Белграде тщательно обсудили ситуацию в сфере театра в Беларуси и пришли к следующим выводамВ Беларуси наблюдаются массовые случаи нарушения авторских прав национальных и интернациональных авторов». Особое прискорбие вызывает у европейцев тот факт, что «нарушения наблюдаются прежде всего в государственных театрах, которые являются учреждениями Министерства культуры».

Констатировав неуважение к авторскому праву в Беларуси, европейцы ринулись в атаку: «В связи с этим мы как представители международной театральной общественности поддерживаем белорусских драматургов в их усилиях по прекращению нарушений авторских прав в Беларуси». И далее: «Мы выражаем наш протест против использования интеллектуальной собственности (пьес, переводов, музыки и т.д.) без письменного соглашения с правообладателями. Без этого никакие действия в отношении пьесы или другого произведения искусства не могут быть совершены». Очень даже могут, что постоянно доказывают белорусские театры. И даже если министр культуры согласится «разъяснить руководителям театров соответствующие правовые нормы», как предлагает Европа, сомнительно, что театры откажутся от порочной практики.

Впрочем, не сильно полагаясь на просветительский пыл Минкульта, занятого более важными делами, например массовым распространением культурологических воззрений главы государства, авторы резолюции на всякий случай разъясняют: «В соответствии с современными законами, работы лишь тех авторов, которые умерли более 70 лет назад (до 1935г.), не подлежат защите». Это означает, что, например, за «Трехгрошовую оперу» Брехта, поставленную в НАДТ им. Горького, надо платить, как и за «Кабалу святош» Булгакова в Театре белорусской драматургии или «Странную мисс Сэвидж» в Купаловском. В каждом отечественном театре есть минимум четыре-пять постановок, на которые до сих пор распространяются авторские права - если не самих авторов, то их наследников или агентов. Понимая это, европейцы «настаивают на непредвзятом и полном мониторинге репертуаров белорусских театров, для того чтобы выявить пьесы, на использование которых нет оформленных разрешений (licenses)», и просят направить результаты мониторинга в лондонскую штаб-квартиру The Fence.

При обсуждении белорусского вопроса европейские театралы из солидарности с политиками Евросоюза разделились на «ястребов» и «голубей». Первые предлагали крупнейшим авторским агентствам и организациям немедленно «проинвентаризировать» репертуар белорусских театров на предмет подачи исковых заявлений о нарушении авторских прав. Вторые - дать Беларуси время попытаться самостоятельно решить эту проблему. Докладчику по этому вопросу драматургу Андрею Курейчику удалось настоять на более мягком варианте, и в итоге жесткие действия The Fence отодвинула на осень, предупредив: «Мы обращаем внимание, что нарушение авторского права преследуется… в международных и белорусских судах. Мы предупреждаем, что в соответствии с международным законодательством авторы вправе потребовать не только причитающееся им вознаграждение, но и крупные компенсации за незаконное использование их произведений, а суды вправе налагать на нарушителей штрафы и взыскивать их имущество». Досталось и Минкульту: «В качестве ответчика по обязательствам госучреждений культуры может быть признан их учредитель, т.е. Министерство культуры».

Причем иски, по мнению европейских театральных боссов, будут поданы в суды т.н. «универсальной юрисдикции» в Лондоне или Брюсселе, решение которых означает следующее: любое имущество Минкульта и его учреждений при попадании в Европу будет немедленно арестовано. По существу, это означает полный запрет гастролей белорусских театров западнее Бреста. Так что у Леонида Гуляко есть все шансы остаться в истории министром, при котором «невыездной» станет целая отрасль.

Видимо, не сильно надеясь, что Минкульт согласится на честный мониторинг, европейцы «намерены осуществлять регулярный мониторинг состояния авторских прав в Беларуси и публиковать его результаты в белорусских и международных СМИ».

А заканчивается послание вполне сочувственно: «Мы с прискорбием констатируем, что современное состояние авторских прав в Беларуси серьезно портит имидж белорусского театра на международной арене и дискредитирует вас и Министерство культуры в глазах мирового культурного сообщества».

Под петицией подписались 26 авторитетных европейцев, среди которых руководители самого IETM, сети The Fence, Европейского культурного фонда (European Cultural Foundation), Шведского фонда Intercult, Международного института театра, Финского театрального центра, представители крупных театров: «Фольксбюне» (Берлин), «Гейт» (Лондон), Национального театра Сербии, Литовского молодежного театра, Португальского национального театра, Кембриджского университета, ирландского Тринити-колледжа, польского театрального журнала «Диалог», драматурги, режиссеры, переводчики, менеджеры.
Добавить комментарий
Проверочный код