Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№12 (480) 28 марта 2005 г. Мнения

ХЛЕБ НАСУЩНЫЙ ОТ МИНОБРАЗА

28.03.2005
Янка ГРЫЛЬ

23 марта глава государства принял Александра Радькова. Перечень обсужденных двумя должностными лицами вопросов обнажил все гордиевы узлы и ахиллесовы пятки национальной системы образования. Освещение же беседы высокопоставленных просветителей в госСМИ продемонстрировало направление протекающих в образовательной среде процессов: вслед за написанием с прописной буквы слова «Президент» пресс-службы и информагентства осваивают транскрипцию при помощи заглавной «М» слова «Министр». Идя нога в ногу с новыми веяниями в народном образовании, предлагаю специальным декретом пополнить перечень Человеков с Большой Буквы Директором, Инспектором и просто Начальником.

Пресс-секретари лаконичны, но умеют расставить акценты так, что комар носа не подточит: «Обсуждались вопросы качества школьного образования, организации питания школьников, идеологической и воспитательной работы, усыновления и удочерения, проблем сиротства, а также подготовки к проведению в Минске 5-6 апреля Форума министров образования стран СНГ».

Если бы речь шла не о Беларуси, а о какой-нибудь тихо стагнирующей западноевропейской стране с приростом ВВП в год процента в полтора, перед глазами встал бы образ бесформенной, идеологически неоперившейся оравы голодных рахитичных сирот, у которых не хватает зубов, чтобы грызть гранит науки. Но мы-то живем в сильной и процветающей Беларуси, поэтому подобные ассоциации могут возникнуть только в воспаленном воображении кормящегося западными грантами выхухоля-оппозиционера.

Из сугубо образовательных вопросов интересней всего, пожалуй, «всестороннее и должное обеспечение учебного процесса современными программами, пособиями, которые должны быть наполнены соответственно качественным содержанием», а также «безусловно высокая квалификация педагогов», достигаемая опорой на кадровый потенциал пенсионеров и полутораставочников (на ставку семью не прокормишь). Радьков уверил Лукашенко, что работа в этом направлении не прекращается ни на минуту. Думаю, он не покривил душой: тысячи преподавателей столичных школ рисуют тушью плакатики и готовят на немногих работоспособных ПК презентации в PowerPoint, чтобы очередная проверка участливо кивнула головой: да, прогресс налицо.

В том же, что реальный уровень получаемых выпускниками СШ знаний неуклонно снижается, судя по всему, виноваты не вполне доброкачественные учебники. К учебным пособиям для школ и вузов президент (а вслед за ним и Минобразования) обращаются в среднем раз в полтора года: то идеологически сомнительными кажутся источники знаний, то чересчур заумными. Признаки системного кризиса образовательной системы в этом способны увидеть разве что интеллигентствующие недобитки из вузовских приемных комиссий, в кулуарах хватающиеся за голову при вопросе об уровне знаний абитуриентов. Но упрощение во имя совершенства не знает границ: вероятно, цель образовательной реформы будет достигнута, когда лексический запас и синтаксическая связность устной речи выпускника СШ приблизится к уровню среднестатистического белорусского чиновника.

Ладно, довольно о книгах. В конце концов, не всех повергает в духовный трепет поэзия Василя Быкова: большинство довольствуется Марининой или надписями на этикетках. Поскольку на этикетках все чаще пишут латиницей, «в соответствии с современными требованиями иностранный язык в школах будет изучаться со второго класса». Идея хорошая, но запоздавшая как минимум на поколение. Авторство другого поручения - «в субботу школьники должны заниматься физкультурой и трудом» - можно определить безошибочно: глава государства делится с подрастающим поколением собственным опытом духовного и физического совершенствования. Обсуждалось и введение школьной формы, которого, по словам Радькова, требуют родители учащихся. Тоже здравая идея, позволяющая решить многие проблемы не только Минобразования, но и Беллегпрома.

И совсем уж идиллически прозвучал вопрос об «организации в школах на должном уровне горячего питания для учеников». Ответ Радькова достоин занесения в анналы истории: «Увеличена дотация на горячее питание школьников, которая составляет 5% от базовой величины - 1200 рублей ежедневно». Не знаю, что можно съесть на эту сумму, но на душе сразу становится спокойно: одетый в униформу и прикормленный на $0,5 белорусский школьник, со второго класса знающий заморской письменной грамоте, вместе со всем перечисленным приобретет идеологическое оружие невиданной силы - такой, что последствия даже страшно себе представить.
Добавить комментарий
Проверочный код