Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Обеспечит ли работой 500 тыс. граждан, официально зарегистрированных как безработные, обновленная версия декрета N3 «о тунеядцах»?
нет, скрытая безработица гораздо выше
нет, пока не будут проведены структурные реформы в экономике
нет, все закончится очередными акциями протеста
да, если президент приказал
нет, пятая колонна в Совмине преднамеренно дезинформирует президента
№12 (480) 28 марта 2005 г. Мнения

ХЛЕБ НАСУЩНЫЙ ОТ МИНОБРАЗА

28.03.2005
Янка ГРЫЛЬ

23 марта глава государства принял Александра Радькова. Перечень обсужденных двумя должностными лицами вопросов обнажил все гордиевы узлы и ахиллесовы пятки национальной системы образования. Освещение же беседы высокопоставленных просветителей в госСМИ продемонстрировало направление протекающих в образовательной среде процессов: вслед за написанием с прописной буквы слова «Президент» пресс-службы и информагентства осваивают транскрипцию при помощи заглавной «М» слова «Министр». Идя нога в ногу с новыми веяниями в народном образовании, предлагаю специальным декретом пополнить перечень Человеков с Большой Буквы Директором, Инспектором и просто Начальником.

Пресс-секретари лаконичны, но умеют расставить акценты так, что комар носа не подточит: «Обсуждались вопросы качества школьного образования, организации питания школьников, идеологической и воспитательной работы, усыновления и удочерения, проблем сиротства, а также подготовки к проведению в Минске 5-6 апреля Форума министров образования стран СНГ».

Если бы речь шла не о Беларуси, а о какой-нибудь тихо стагнирующей западноевропейской стране с приростом ВВП в год процента в полтора, перед глазами встал бы образ бесформенной, идеологически неоперившейся оравы голодных рахитичных сирот, у которых не хватает зубов, чтобы грызть гранит науки. Но мы-то живем в сильной и процветающей Беларуси, поэтому подобные ассоциации могут возникнуть только в воспаленном воображении кормящегося западными грантами выхухоля-оппозиционера.

Из сугубо образовательных вопросов интересней всего, пожалуй, «всестороннее и должное обеспечение учебного процесса современными программами, пособиями, которые должны быть наполнены соответственно качественным содержанием», а также «безусловно высокая квалификация педагогов», достигаемая опорой на кадровый потенциал пенсионеров и полутораставочников (на ставку семью не прокормишь). Радьков уверил Лукашенко, что работа в этом направлении не прекращается ни на минуту. Думаю, он не покривил душой: тысячи преподавателей столичных школ рисуют тушью плакатики и готовят на немногих работоспособных ПК презентации в PowerPoint, чтобы очередная проверка участливо кивнула головой: да, прогресс налицо.

В том же, что реальный уровень получаемых выпускниками СШ знаний неуклонно снижается, судя по всему, виноваты не вполне доброкачественные учебники. К учебным пособиям для школ и вузов президент (а вслед за ним и Минобразования) обращаются в среднем раз в полтора года: то идеологически сомнительными кажутся источники знаний, то чересчур заумными. Признаки системного кризиса образовательной системы в этом способны увидеть разве что интеллигентствующие недобитки из вузовских приемных комиссий, в кулуарах хватающиеся за голову при вопросе об уровне знаний абитуриентов. Но упрощение во имя совершенства не знает границ: вероятно, цель образовательной реформы будет достигнута, когда лексический запас и синтаксическая связность устной речи выпускника СШ приблизится к уровню среднестатистического белорусского чиновника.

Ладно, довольно о книгах. В конце концов, не всех повергает в духовный трепет поэзия Василя Быкова: большинство довольствуется Марининой или надписями на этикетках. Поскольку на этикетках все чаще пишут латиницей, «в соответствии с современными требованиями иностранный язык в школах будет изучаться со второго класса». Идея хорошая, но запоздавшая как минимум на поколение. Авторство другого поручения - «в субботу школьники должны заниматься физкультурой и трудом» - можно определить безошибочно: глава государства делится с подрастающим поколением собственным опытом духовного и физического совершенствования. Обсуждалось и введение школьной формы, которого, по словам Радькова, требуют родители учащихся. Тоже здравая идея, позволяющая решить многие проблемы не только Минобразования, но и Беллегпрома.

И совсем уж идиллически прозвучал вопрос об «организации в школах на должном уровне горячего питания для учеников». Ответ Радькова достоин занесения в анналы истории: «Увеличена дотация на горячее питание школьников, которая составляет 5% от базовой величины - 1200 рублей ежедневно». Не знаю, что можно съесть на эту сумму, но на душе сразу становится спокойно: одетый в униформу и прикормленный на $0,5 белорусский школьник, со второго класса знающий заморской письменной грамоте, вместе со всем перечисленным приобретет идеологическое оружие невиданной силы - такой, что последствия даже страшно себе представить.
Добавить комментарий
Проверочный код