Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№12 (480) 28 марта 2005 г. Экономика

СОПОСТАВЛЯЯ НЕСОПОСТАВИМОЕ

28.03.2005
В декабре прошлого года «Белорусская газета» в N49 опубликовала статью под названием «Когда левая рука борется с правой». На основании данных Всемирного банка в публикации приведены некоторые показатели, отражающие непривлекательность экономики Беларуси. Кроме того, автор почему-то связывает отдельные показатели с функциями по осуществлению правосудия.

По данным Всемирного банка (ВБ), в 2002г. существовало 19 процедур, которые необходимо было пройти для судебного решения по исполнению условий контракта. Все это занимало 135 дней, а затраты составляли 43,6% валового национального дохода (ВНД) на душу населения. Спустя два года показатели значительно увеличиваются: количество процедур вырастает до 28, время - до 250 дней. На чем основаны эти показатели и что послужило такому их росту, ни автор, ни Всемирный банк не приводят необходимых обоснований.

Изучив тенденции изменения хозяйственного процессуального законодательства, стало ясно, что с 2002г. по 2004г. не было принято нормативных правовых актов, устанавливающих новые судебные процедуры разрешения споров, и соответственно, увеличивающих сроки рассмотрения дел в судах. В целом хозяйственное судопроизводство Беларуси не выделяется наличием каких-либо особых процедур, свойственных исключительно национальному правопорядку.

В общей сложности рассмотрение дела в хозяйственном суде занимает 1,5-2 месяца. В соответствии со статьей 137 Хозяйственного процессуального кодекса РБ (ХПК) в редакции 1998г. дело должно быть рассмотрено с принятием решения в двухмесячный срок со дня поступления заявления в суд. Если учитывать нормы новой редакции ХПК, которая вступила в силу 7 марта 2005г., указанный срок значительно сокращен, он составляет один месяц со дня вынесения определения о назначении дела к судебному разбирательству (ст. 175). Таким образом, максимальный срок рассмотрения дела в хозяйственном суде сокращается с 60 до 45 дней.

То есть даже теоретически сложно найти обоснование такому сроку, как 250 дней, а умозаключения автора об увеличении за два последних года на 85% продолжительности судебного рассмотрения дела можно назвать надуманными.

В нашей стране в отличие от других государств срок рассмотрения дела предусматривается Конституцией: «Каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки» (ст. 60). Мировая практика свидетельствует, что даже в развитых странах некоторые дела могут рассматриваться годами, а судебные и другие издержки приближаются к заявленной сумме исковых требований. Автор статьи явно не имеет представления о том, как решаются судебные и другие споры, например, в странах Западной Европы. Уверен, что при столкновении с адвокатской бюрократией, когда ни одно дело невозможно решить без дорогостоящего адвоката, у автора статьи явно пропадет желание проводить соцопросы в РБ на тему форм и методов по принуждению исполнения контрактов.

Уместно упомянуть еще один показатель, свидетельствующий об эффективности системы хозяйственного правосудия Беларуси, - рассмотрение споров с превышением сроков, установленных ХПК. В 1998г. количество споров с превышением установленных сроков составляло 2%, в 2001г. этот показатель снизился до 0,7%, в 2004г. - до 0,5%. Таким образом, даже несмотря на постоянно увеличивающуюся нагрузку на суды, количество дел, рассмотренных с нарушением установленных сроков, уменьшается. Так что подобную оперативность экономического правосудия можно только приветствовать не только в нашем, но и в любом другом государстве.

Исполнение судебных решений также находится на высоком уровне. Со времени образования Службы судебных исполнителей хозяйственных судов прошло уже семь лет. С каждым годом увеличивается количество взыскиваемых денежных средств именно в принудительном порядке. В 2004г. в принудительном порядке взыскано более 105 млрд. рублей, что почти на 35 млрд. рублей больше по сравнению с 2002г. До образования Службы судебных исполнителей хозяйственных судов были известны случаи, когда выигравшие в деле стороны для исполнения решения суда были вынуждены обращаться в криминальные структуры.

Что касается изменения судебных издержек с 43,6% ВНД на душу населения в 2002г. до 20,7% от суммы долга в 2004г., то представляется очевидным, что автор запутался в цифрах, изложенных в докладе ВБ об эффективности судебной системы при обеспечении выполнения условий контрактов. В докладе указано, что этот показатель составляет 20,7% от ВНД на душу населения, а не суммы долга. В любом случае оба эти показателя являются ошибочными. Тем не менее автор делает вывод: «Белорусский суд забирает себе каждый пятый рубль долга, что делает национальную судебную систему очень дорогой». Однако обратимся к цифрам.

По официальной статистике, в 2004г. в хозяйственные суды поступило более 44,5 тыс. обращений. Общая сумма заявленных к взысканию требований составила 1,1 трлн. рублей. Суды постановили к взысканию 740 млрд. рублей от заявленной суммы. Госпошлина, перечисленная в доход республиканского бюджета, составила лишь 20,8 млрд. рублей. Таким образом, издержки сторон по уплате госпошлины в хозяйственных судах составили около 2% от заявленной ими суммы, или 3% от суммы, постановленной к взысканию, но никак не 20,7% от суммы долга и тем более не 20,7% от ВНД на душу населения.

Для сведения читателей: исходя из представленных ВБ данных, судебные издержки должны были бы составить из расчета 20,7% от ВНД на душу населения - 7 трлн. рублей, что значительно (в 7 раз) превышает сумму заявленных к взысканию требований в хозяйственных судах в 2004г. Вот уж где несопоставимые данные, основанные не на реально-экономических, а на поистине «космических» показателях.

Автор публикации утверждает: «Медлительность судебной системы усугубляется тем, что в Беларуси реально не работает институт банкротства». В отличие от законодательства других государств наша законодательная база направлена не на ликвидацию предприятий, испытывающих экономические затруднения, а на восстановление их платежеспособности (санацию), поэтому в Беларуси не получили распространения случаи заказных банкротств и передела собственности. Реально нашли применение нормы закона «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», принятого в 2000г. В ноябре 2003г. принят указ президента N508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)». Основная направленность этого законодательного акта - предупреждение банкротства предприятий, а также возможность проведения досудебной санации. Сегодня количество рассматриваемых судами дел о банкротстве существенно меньше: на 1 февраля 2005г. в производстве находилось 517 дел, но и эта цифра для Беларуси является значительной.

Исходя из официальных данных Минстата, в последние годы в Беларуси происходит улучшение качественных параметров функционирования экономики. Только по сравнению с 2003г. ВВП увеличился на 11%, повысился уровень рентабельности реализованной продукции промышленности до 15,8%, сократилась на треть доля убыточных предприятий в сельском хозяйстве, снизилась энергоемкость ВВП на 7,6%, выросла производительность труда. На положительном уровне поддерживаются реальные процентные ставки, сохраняется стабильная ситуация на валютном рынке. Реальные денежные доходы населения увеличились на 12,7%.

По данным ООН/ПРООН, по индексу развития человеческого потенциала, характеризующего достигнутый уровень социально-экономического развития, Беларусь заняла 62 место среди 177 стран мира и вошла в группу государств со средним уровнем развития человеческого потенциала, опередив все страны СНГ, кроме России. Кроме того, положительные тенденции социально-экономического развития Беларуси отмечаются многими международными органами и организациями.

Учитывая направленность государственной политики на совершенствование и развитие экономических отношений, желающих начать бизнес в Беларуси не становится меньше: по данным регистрирующих органов, в областях и городе Минске в 2003-04гг. зарегистрировались более 11 тыс. юридических лиц и более 58 тыс. индивидуальных предпринимателей.

Принимая во внимание необоснованную полемику на страницах «Белоруской газеты» (N2 от 17 января 2005г.) о праве на свою методику оценки и сравнения различных параметров делового климата, еще раз невольно приходишь к выводам о возможной некомпетентности, незнании и непонимании, а может быть, вовсе и нежелании понимать или принимать реальные итоги социально-экономического развития нашего государства.

Указывая в публикации на потерю «эластичности» судебной власти и превращении ее в инструмент дискриминации простых предпринимателей, автор не принял во внимание, что в споре может выиграть только одна сторона, а вторая останется недовольной принятым решением, что в большей части случаев субъект предпринимательской деятельности выигрывает спор у государственного органа. В 2000г. суды рассмотрели 312 споров о признании недействительными ненормативных актов государственных и других органов (таможенных, налоговых, исполнительных и распорядительных, органов Комитета госконтроля) и в 55% случаев вынесли решения в пользу субъектов предпринимательской деятельности. В 2002г. из 474 дел данной категории - в 62% случаев, в 2004г. из 608 дел - в 63% случаях.

Рассматривая нынешнюю деятельность хозяйственных судов Беларуси, государство и деловая общественность свидетельствует о профессиональном и достойном выполнении возложенных задач и функций по утверждению законности, порядка и справедливости в экономических отношениях, гарантированности эффективной судебной защиты субъектов предпринимательской деятельности всех форм собственности, интересов государства, наиболее полного и быстрого исполнения судебных актов.

Кстати, из года в год к нам обращается все большее количество субъектов предпринимательской деятельности за защитой своих прав и интересов, что свидетельствует о повышении доверия к экономическому правосудию нашего государства.

Автор - Павел ЧЕРЕМИСИН, советник председателя ВХС РБ по информационно-правовым вопросам
Добавить комментарий
Проверочный код