Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№10 (478) 14 марта 2005 г. Портмоне

БИЗНЕС НА СТОРОНУ

14.03.2005
Кирилл НЕЖДАНСКИЙ

Вы умеете делать все - в буквальном смысле слова? Нет? Перейдем от физлиц к юрлицам: существуют ли компании, у которых каждое звено бизнес-процесса функционирует безупречно? Тоже нет. Выход - отдавать отдельные звенья на откуп профессионалам, снижая операционные расходы.

Все это аутсорсинг (outsourcing) - делегирование сторонней организации определенных задач, бизнес-функций или бизнес-процессов. Всплеск интереса к нему характерен для последних десятилетий, в Беларуси - для последних лет. Аутсорсинг не только позволяет сокращать издержки, но и облегчает адаптацию бизнеса к меняющейся среде, повышает качество управления, продукции, услуг, снижает риски. Во многом его популярности способствовало массированное внедрение в управление IT.

ЗАЧЕМ ОТДАВАТЬ ПОЛНОМОЧИЯ?

Чтобы увеличить прибыли. Как заметил журнал Wired в «Энциклопедии новой экономики», аутсорсинг - не частный метод, а стратегия менеджмента, позволяющая «заниматься не тем, что можешь сделать лучше всего, а тем, что можешь купить выгоднее всего».

Если проще, доводы сводятся к возрастающей сложности бизнес-процессов, поиску баланса между качеством и затратами на его достижение, шансу высвобождения корпоративных ресурсов и концентрации их на «ударном» направлении.

На Западе среди крупных заказчиков услуг компаний-аутсорсеров лидируют госучреждения. По данным Outsourcing Journal, следом за ними выстраиваются финкомпании и высокотехнологичные производства (разработка ПО, производство сложной бытовой техники и медпрепаратов и др.).

АУТ НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ

Сложно сказать, где в современном бизнесе заканчивается управление и начинается производство, еще сложнее - четко определить место IT, пронизывающих всю его структуру. Иногда выделяют производственный, IT-аутсорсинг и ВРО (АБП, business process outsourсing - аутсорсинг бизнес-процессов), чаще - функциональный аутсорсинг (включая IT) и ВРО.

IT-аутсорсинг - не просто техподдержка фирмы, а целостный сервисный процесс: от разграничения доступа, верификации, ввода, шифрования данных, защиты от вирусов и т.п. - до разработки ПО под заказ. Зависимость от потребностей формирует уровень сервисного обслуживания (SLA, service level agriment). Но то же аутсорсинговое оффшорное программирование у нас переоценивается: по данным Gartner, на его долю приходится менее 3% всех мировых IT-бюджетов, хотя к 2008г. цифра обещает увеличиться до 7% ($50 млрд.).

Схемы ВРО чаще всего выводят за рамки компании набор и управление персоналом, бухучет, маркетинг и рекламу, логистику. С виду - этакий корпоративный договор подряда: фиксированные плата, объем услуг и сроки. Однако интеграция аутсорсера с оргструктурой заказчика есть: без четко прописанного разделения компетенций подразделений схема дает сбой. Недаром на Западе договора BPO носят долгосрочный характер.

ДЕНЕЖКА ЛЮБИТ СЧЕТ… АУТСОРСЕРОМ

Наиболее распространенная сфера аутсорсинга в мире и Беларуси - финансы и бухучет. Штатный бухгалтер - не всегда единственно верное решение: оплачивается не объем выполненной работы, а фиксированное рабочее время; уменьшение нагрузки не влияет на зарплату, бухгалтерия имеет тенденцию к разбуханию.

Ошибка штатного бухгалтера влечет за собой штрафы и пени. Аутсорсер сам несет полный объем ответственности за свои просчеты, его обязательства закреплены документально. Бухучет по этой схеме опирается на более мощный интеллектуальный ресурс, чем отдельная бухгалтерия: множество специалистов с квалификацией главбуха, которые заинтересованы в оптимизации налогообложения, запросах в контрольные органы и т.п. Одна голова хорошо, а сорок - лучше. Налицо и экономия на оборудовании рабочих мест, оргтехнике, ПО.

Популярнейший вид аутсорсинга в Беларуси осваивают не только крупные предприятия, но и те, кто столкнулся с проблемой роста: или только организовался, или намерен перепрыгнуть из мелкого бизнеса в средний, из среднего - в высший.

КАДРЫ РЕШАЮТ ЗА КАДРОМ

Аутсорсинг при рекрутинге и кадровом делопроизводстве логично вытекает из финансового аутсорсинга и оптимизации бизнес-процессов при внедрении IT. В мире этот вид передачи полномочий прочно удерживает 2-е место. Набор кадров тем сложнее, чем выше их квалификация. Сколько стоит одно собеседование? А сколько стоит время топ-менеджера?

Кадровое делопроизводство само по себе занудно, трудоемко, не всегда эффективно. При делегировании этих полномочий на сторону отпадает необходимость в подборе и обучении сотрудников, ответственных за кадровое делопроизводство.

Естественно, это услуга для крупных и/или растущих компаний. Западный опыт доказывает: удаленное управление кадрами дает меньше административно-накладных издержек, чем традиционное руководство in house. Вместо армии штатных кадровиков - небольшое количество служащих компании-аутсорсера. Вместо дробления бизнес-процесса - четкая формализация. Вместо многодневной тягомотины с оформлением кадровых перемещений - оперативное трудоустройство или увольнение. Ну и, само собой, экономия на ПО и оборудовании рабочих мест.

Пока в Беларуси все сводится преимущественно к рекрутингу. Но даже комплексные услуги кадрового агентства по набору персонала - уже качественно иной уровень. Выигрывают и агентство, и заказчик: прибыли первого вытекают из сокращения издержек второго.

МАРКЕТИНГ НА СТОРОНУ

Значительная часть западного (а теперь и российского) бизнеса делегирует все маркетинговые функции аутсорсерам. Маркетинговый аутсорсинг высвобождает ресурсы для профильной деятельности и гарантирует от типовой ошибки: вместо диалога с потребителем - диалог между директором и отделом маркетинга.

Этот подход, как и в случае с финансами и кадрами, обеспечивает концентрацию интеллектуального потенциала (у аутсорсера есть опыт работы с разными заказчиками), решение кадровых проблем (хороший маркетолог дорог). При сезонных спадах активности компании аутсорсинг более гибок и экономичен. У аутсорсера налаженные отношения с сабплайерами: РА, агентствами маркетинговых исследований, продакшн-компаниями, он лучше обеспечит оптимальные цены и качество, чем отдел маркетинга.

В Беларуси маркетинговый аутсорсинг, как и кадровый, едва-едва развивается. В России всплеск интереса к нему начался с кризиса 1998г., когда компании впервые всерьез оценили свои издержки. В принципе, у нас есть РА, которые «потянут» пакет услуг по маркетинговому аутсорсингу, но нет пока заказчиков, готовых на такой шаг.

ТОРМОЗ ИЛИ ПЛУГ?

Выше перечислены самые перспективные для Беларуси виды аутсорсинга. Промышленный аутсорсинг или IT, оставим за скобками. Очевидно, с ростом бизнес-культуры многие консалтинговые услуги трансформируются в аутсорсинговые: юридические (по открытию/закрытию и сопровождению бизнеса), управление, логистика и т.п. Сдерживают этот процесс лишь внутренние проблемы заказчиков.

Во-первых, это нежелание директората делиться полномочиями, недоверие к аутсорсерам. Во-вторых, затраты на этап внедрения: хотя они окупаются сравнительно быстро, но имеют место быть. В-третьих, неотлаженность бизнес-процессов в компании-заказчике. Наконец, налицо недостаток информации и извечный вопрос из бородатого анекдота про нового русского и Мефистофеля: «Одного понять не могу: где тут подляна?»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ АУТСОРСИНГА ПРИВОДИТ СЛЕДУЮЩИЕ ДОВОДЫ В ПОЛЬЗУ ЭТОЙ БИЗНЕС-СТРАТЕГИИ:

1. Сокращение и контроль издержек

2. Фокусирование компании на профильной деятельности

3. Доступ к продвинутым технологиям

4. Высвобождение внутренних ресурсов

5. Замещение отсутствующего оборудования, знаний, технологий

6. Редизайн бизнес-процессов

7. Минимизация неуправляемых факторов

8. Высвобождение основных фондов

9. Разделение рисков

10. Дополнительный доступ к финансам на фондовом рынке

Источник: Survey of Current and Potential Outsourcing End-Users The Outsourcing Institute Membership
Добавить комментарий
Проверочный код