Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№10 (478) 14 марта 2005 г. Личный вкус

ИСПОВЕДЬ ДИРЕКТОРА

14.03.2005
Андрей КУРЕЙЧИК

Театр: Театр белорусской драматургии. Спектакль: М.Булгаков «Кабала Святош» («Мольер»). Режиссеры: Валерий Анисенко и Сергей Ковальчик

Что это? Крайне редко в театре бывают ситуации, когда значение спектакля выходит за его собственные рамки. Это происходит, когда постановка имеет конкретный отзвук в реальной жизни или попадает в нужное время. Так и случилось с премьерой «Мольера» в Театре белорусской драматургии (ТБД), в которой художественный руководитель театра, режиссер и исполнитель главной роли Мольера Валерий Анисенко сказал, может быть, больше, чем хотел.

Анисенко решил поставить великую пьесу Булгакова в качестве подарка на свое 60-летие. Многим сей замах показался чересчур амбициозным. Ведь до Анисенко эту роль играли Олег Ефремов и Олег Табаков. На последнюю постановку спектакля во МХАТе были брошены огромные творческие и финансовые ресурсы, созданы поражающие воображение декорации Давида Боровского, а режиссер Адольф Шапиро объединил вокруг Табакова лучших актеров МХАТа и «Табакерки»: Яковлеву, Семчева, Смолякова, Плотникова и т.д. ТБД поступил так же - вложил в спектакль все свои людские и финансовые ресурсы… Разница в ресурсах оказалось налицо, но победа Анисенко - в другом.

Драматургия. Эта пьеса стала переломной в карьере Булгакова-драматурга. История трагических взаимоотношений французского комедиографа и власти оказалась пророческой для судьбы самого автора. Он ждал постановки «Мольера» семь лет. Премьера много раз откладывалась, доводя Булгакова до исступления. В отместку Булгаков начал свой крайне жестокий по отношению ко МХАТу, Станиславскому и вообще театру «Театральный роман». Когда же «Мольера» наконец поставили, спектакль прошел всего несколько раз… Это был 1936г. Следующая постановка «Мольера», под названием «Кабала святош», состоится только в 1988г.

Режиссура. Неизвестно, сознательно или нет, но Валерий Анисенко поставил самый актуальный, злободневный и смелый спектакль этого сезона. Мне показалось, что в этом спектакле показана не столько история булгаковского Мольера, сколько история самого худрука ТБД. Исповедальный характер спектакля очевиден. И в этой исповеди Анисенко не жалеет ни себя, ни власть. ТБД был создан на обломках свободолюбивой и оппозиционной «Вольной сцены» Мазынского. Получившему должность худрука Валерию Анисенко приходится постоянно доказывать свою лояльность, становясь ведущим президентских и министерских мероприятий. В его театре портрет Лукашенко висит на самом почетном месте, подсвеченный специальными лучами. И при этом ТБД существует не просто бедно, а время от времени почти по-нищенски. Театру в последний момент запрещают гастроли во Франции - Анисенко терпит, урезают финансирование - терпит и это. «Разве я мало льстил?» - вопрошает Мольер устами Анисенко. В этом вопросе - вся боль творческого человека, который старается угодить власти, его же и топчущей. Трагедия Мольера была в том, что он имел дело со слишком умной властью. Людовик XIV был просвещенным правителем, любил искусство, сам танцевал балет, с удовольствием ходил в театр. Людовик не жалел ни денег, ни времени на талантливых людей и разговаривал с ними на равных. Трагедия же Анисенко в том, что он имеет дело с властью непросвещенной, жестокой и грубой. Он пытается говорить с людьми, которые просто не понимают, о чем идет речь. С людьми, для которых он всего лишь очередной клоун, который сделает все, что ему прикажут. Поэтому сходка «кабалы святош» в спектакле так напоминает коллегию Минкульта. Анисенко-Мольер словно мечтает о Людовике, как мечтал о нем Булгаков, на глазах которого Сталин и обезумевшая советская верхушка уничтожали все живое, что было в искусстве, литературе, театре.

Плюсы. Иногда надо честно себе признаться, кто ты, какое место в обществе ты занимаешь. Этот спектакль - попытка честного разговора о роли и месте художника в белорусском обществе. О роли, надо сказать, весьма незавидной.

Минусы. Костюмный спектакль - дорогое удовольствие, которое не каждый театр может себе позволить. Аукционная мебель, выставленная в фойе театра, выглядела значительно лучше, дороже и интереснее, чем плохо выкрашенная фанера на сцене.

Драматургия/режиссура/актерская игра: 9/7/7. 
Добавить комментарий
Проверочный код