Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№8 (476) 28 февраля 2005 г. Контекст

КТО ОТКРЫЛ «РУССКУЮ АМЕРИКУ»?

28.02.2005
Виктор МАРТИНОВИЧ

На минувшей неделе нашлось наконец объяснение тому, какой такой «массовой и влиятельной» американской газете дал интервью Александр Лукашенко 14 февраля, и кто такой Аркадий Мар, взявший это интервью. А также почему «массовую и влиятельную» «Русскую Америку» не знают русскоязычные американцы (см., например, заявление президента ВАБЕ Якова Гутмана Радио «Свабода» о том, что за 12 лет жизни в Нью-Йорке он ни разу не слышал о такой газете).

21 февраля на электронные адреса независимых газет пришла рассылка, озаглавленная «Хотим знать правду!» и отправленная с адреса Icqspider@mail.ru. «Главным редактором газеты «Русская Америка» была, есть и будет Ольга Тарасова. Аркадия Мара никто в нашей газете не знает, - так просто начиналось письмо, подписанное Валерием Тарасовым, президентом New Ad Age International Inc, «издателем газеты «Русская Америка». - Других газет с подобным названием - «Русская Америка» - мы не знаем».

В письме сообщалось, что «Русская Америка» «никогда не провозглашала президента Лукашенко «Лучшим политическим деятелем года», никогда не брала интервью у Лукашенко, никогда не собиралась пропагандировать политические взгляды Лукашенко на 12 страницах своего очередного выпуска». Валерий Тарасов добавлял: «Любому профессиональному журналисту сообщение о 12-страничном интервью даже с президентом, даже с Лукашенко говорит о многом. Добавить или комментировать что-то в этой области нельзя. Можно ставить только диагноз».

Ситуацию несколько прояснило расследование «БДГ». В статье «В Оклахоме так и не узнают о Лукашенко» газета констатировала: «Газет «Русская Америка» примерно столько же, сколько составов «Ласкового мая» в восьмидесятые кочевало по бескрайним просторам Советского Союза. Та, о которой знают в столице, - оклахомская. Но «Русская Америка» существует и в Сиэтле, и в Нью-Йорке...» Аркадия Мара «БДГ» охарактеризовала как «не совсем сына, а скорее племянника лейтенанта Шмидта… детского писателя из Ташкента, давно эмигрировавшего в Америку. Искать лохов на просторах бывшего СССР и разводить их на бабки - его маленький бизнес». По версии «БДГ», Лукашенко стал третьей жертвой «PR-лохотронщика Аркадия Мара. До него «отметились» президент Туркменистана Сапармурат Ниязов и президент Кыргызстана Аскар Акаев».

На вырисовывающийся конфуз живо отреагировала «СБ». Статья про Мара начиналась так: «Кому-то, по-видимому, очень не хотелось, чтобы... объективная информация дошла до американского читателя». Оттого и «рванула в Интернете «бомба», да как коварно - «как раз в то время, когда он покинул территорию Беларуси», а «путь из Минска в Нью-Йорк неблизкий». «СБ» задавалась вопросом, «зачем Тарасову нужно было раздувать скандал», и упрекала его в том, что тот использовал «чужое раскрученное имя, бренд». Содержалась в статье и информация о звонках в «Русскую Америку» из Госдепа и американского посольства в Беларуси: «Именно такая гиперактивность вынудила написать сенсационное письмо». Было бы странно, если бы на основании изложенного «СБ» не сделала вывод: «Это дает еще один повод задуматься о том, настолько ли уж свободна в выборе тем американская пресса».

Чтобы узнать, кто же все-таки использовал «чужое раскрученное имя», какой была «гиперактивность» посольства США и Госдепа, обозреватель «Белорусской газеты» связался по телефону с главным редактором издающейся в штате Оклахома газеты «Русская Америка» Ольгой ТАРАСОВОЙ.

- Как в одной стране возможен выход нескольких газет с одинаковым названием?

- В США такое действительно возможно. Как такового процесса регистрации периодических изданий, как в России или Беларуси, здесь не существует. Потому вполне могут сосуществовать две газеты с одним и тем же названием. У них будет лишь разный учетный номер. Когда мы в 2002г. организовывали газету, выбирали для нее название, мы провели небольшое исследование и выяснили, что в то время газеты с названием «Русская Америка» не существовало. Как стало известно теперь, когда мы попытались разобраться во всей этой истории, газета, которую представляет Аркадий Мар, сначала называлась «Мир и Америка». Недавно он ее переименовал, не знаю, по каким причинам, в «Русскую Америку».

До сих пор мы ни разу не слышали про газету Мара. Мы работаем на русскоязычном рынке, он достаточно небольшой в США. Мои рекламодатели, заинтересованные в контактах с русскоязычными СМИ, тоже никогда не слышали о другой «Русской Америке».

- Уместно ли говорить о нарушении ваших авторских прав на бренд «Русская Америка»?

- Сейчас в этом разбирается наш юрист. Когда он даст подробную консультацию, мы решим, что делать дальше.

- Каков тираж и территория распространения вашей «Русской Америки»?

- Наше издание выходит в 16 штатах северо-запада США. Офис находится в Оклахома-сити. Нас читают в Канзасе, Арканзасе, Миссури, Техасе и многих других штатах. По российским, да и по белорусским меркам тираж невелик - 8 тыс. Но для русскоязычного издания в США он нормальный.

- Но у Мара тираж куда больше...

- Когда говорят, что его «Русская Америка» имеет 20 тыс. экз. или, как я где-то прочитала, 50 тыс. экз., то как редактор русскоязычной газеты я вам заявляю: это нереально. Такую газету знали бы и читатели, и рекламодатели.

- А у русскоязычной прессы США какие-то особые рекламодатели?

- Да, набор компаний невелик и стандартен для всех. Это национальные производители, которым интересен русскоязычный потребитель.

- А сколько в США крупных эмигрантских газет?

- Очень сложно сказать. В Нью-Йорке, где издается «Русская Америка» Мара, русскоязычных изданий около 30-40. Я слышала, что его издание - газета одного из районов Нью-Йорка, Квинса. Не исключено, что это какая-то многотиражка или что-то в этом роде.

- А кто такой вообще Аркадий Мар?

- Я не знаю! Я слышала только то, что знают о нем все. Бывший детский писатель. Возможно, мы читали его истории в журналах «Пионер» или «Костер», когда были детьми. Теперь он довольно зрелый человек, как я понимаю, ему за шестьдесят. Никакого отношения к нашему изданию он не имеет.

- Как вы узнали, что некая «Русская Америка» взяла интервью у Лукашенко?

- Мы стали получать электронные письма из Беларуси. Потом - звонки от наших регулярных читателей. До сих пор, кстати, очень много мэйлов и звонков - от простых жителей вашей страны. Что меня больше всего потрясло во всей этой истории, это интерес простых граждан. Ну, казалось бы, что такого произошло? Взяла газета интервью у Лукашенко, ну и что? Совершенно нормальное событие. Не такое, чтобы посвящать ему 12 полос издания. Какой бы президент ни был, 12 полос - чересчур. Но народ взволновался, любопытно ему было до правды докопаться: есть ли такая газета, кто за ней стоит, не подстава ли это, не утка ли…

- Что же все-таки вам писали? Хвалили за интервью?

- Недоумевали: как мы на такое пошли? Наши читатели, знающие и уважающие нас, звонили, спрашивали, брали ли мы это интервью. Те, кто звонил и писал из Беларуси, интересовались, как такое вообще могло произойти. Писали о том, какие, на их взгляд, несправедливости происходят в Беларуси. Некоторые прямо интересовались, сколько нам заплатили за все это.

- А почему вас стали путать с «Русской Америкой», издаваемой Маром?

- Потому что у нас есть официальный веб-сайт. Все искали его «Русскую Америку», не находили и выходили на нас. Так и началась путаница. Если газеты нет в Интернете - о чем тут говорить? О каком профессионализме?

- А как вообще возникла эта идея - разослать во все СМИ обращение?

- Мы не рассылали обращений специально. Просто когда сигналов и звонков стало особенно много, мы сочли необходимым разместить на веб-сайте нашей газеты заявление о том, что наша «Русская Америка» никакого отношения к интервью с президентом Лукашенко не имеет.

- В русскоязычной эмигрантской среде произошедшее получило какой-то резонанс?

- Не думаю, что этот скандал кого-то затронул. Такого ажиотажа, как в Беларуси, здесь, конечно, нет. Для нормальных русских американцев эта сенсация осталась незамеченной.

- А как вообще русскоязычным американцам наш президент?

- Объективно сказать не могу, мы ведь не проводили специального исследования. Но у нас есть знакомые, которые живут в Беларуси. Они утверждают, что жизнь у вас постепенно налаживается. Это довольно обеспеченные люди, с хорошим положением в обществе: они вышли на пенсию генералами и переехали в Беларусь, поскольку им там живется лучше, чем в России. Я не была в Беларуси и могу судить об обстановке у вас только по таким фактам. Не знаю, как люди относятся к Лукашенко, к политическому режиму, который тот построил. Но в бытовом плане для определенной части русскоязычных граждан Беларусь действительно привлекательна.

- Правда ли, что с вами связывались из Госдепа и посольства Беларуси в США?

- Да, такие звонки были.

- На вас оказывалось какое-то давление?

- Абсолютно нет, никакого давления не было. У этих организаций была совершенно конкретная миссия - узнать, что же все-таки произошло на самом деле. Они выясняли, брали ли мы интервью у Лукашенко, имеет ли к нам какое-то отношение Мар. Нам задавали вопросы и просили подтвердить либо опровергнуть конкретную информацию. Ни о каком давлении здесь в принципе не может идти речи. Свобода слова в США действительно существует.

СПРАВКА «БГ». Ольга Тарасова родилась на Урале. Окончила с золотой медалью школу, с красным дипломом - факультет журналистики Уральского госуниверситета. 15 лет работала в различных СМИ северо-запада России. В 1999г. эмигрировала в США. Ее муж Валерий Тарасов - президент компании New Ad Age International Inc., издатель газеты «Русская Америка».
Добавить комментарий
Проверочный код