Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№6 (474) 14 февраля 2005 г. События. Оценки

СТОЛИЦА ПРОСВЕЩЕННЫХ СЛАВЯН

14.02.2005
Александр ГРИЦАНОВ

Длительное историческое соперничество двух славянских центров - древнего Киева, «матери городов русских», и сумасбродной, великодержавной Москвы - в ХХ столетии, казалось, было навсегда забыто. Напоминали о нем лишь амбиции киевского футбольного клуба «Динамо» и наличие в компартии Украины собственного политбюро (таковое имелось лишь у КПСС). Беларусь, до XVIII в. являвшая собой типичную европейскую страну, не видела смысла в организации единственной столицы, предназначенной для единообразной бюрократической унификации подведомственных территорий. Вильно, Новогрудок, Гродно в те времена в равной степени могли рассматриваться в качестве «опорных точек» славянской цивилизации.

Приход к власти героев «оранжевой революции» кардинально меняет положение дел. 350 лет назад Украина решила, что пора выйти из-под влияния опостылевшей тогда Польши. В качестве временного внешнего союзника опрометчиво была выбрана Московия. «Выход» удался, «вхождение» - тоже. Далее ошибку неоднократно осознавали, но было поздно. Самодержавие не привыкло никого отпускать по доброй воле. Желание же осталось. Вспомним: в 1917г. чуть ли не первым послом, прибывшим в революционный Петроград, оказался посланник независимого Киева. История повторяется. Но по иному сценарию.

Вице-премьер Украины по вопросам европейской интеграции Олег Рыбачук на минувшей неделе заявил буквально следующее: сближение Украины с Западом пойдет «семимильными» шагами, «мы принципиально меняем политику в отношении России. Мы не станем фестивалить, мы будем меньше пить и целоваться за столами. Россияне не будут говорить, что они почти украинцы, а мы - что почти русские. Мы станем двумя народами, каждый из которых отстаивает свои интересыЕсли документы о ЕЭП противоречат евроинтеграции, мы не станем исполнять их».

Оценивая эти слова в контексте жестко прозападных заявлений Виктора Ющенко во время его первого европейского вояжа, можно констатировать: идеологическому мифу о «братских славянских народах» пришел конец. В решающей мере это случилось в результате деструктивных усилий кремлевских политтехнологов, не желающих ни принимать, ни хотя бы понимать новые постсоветские реалии.

Киев и его властвующая элита демонстрируют готовность стать локомотивом, способным сохранить место хотя бы для части славян в подлинной Европе. Старый Свет уже целиком стал «западным»; понятие «Восточная Европа» стремительно превращается в географический казус - в ярлычок пространства, застрявшего на периферии Азии, с демографически вырождающимся населением и беспредельно коррумпированными чиновниками. Неудивительно, что в ряде российских СМИ появились рассуждения на тему «Нам, великороссам, имеет прямой смысл встать под руку матери городов русских». Появление подобной полемики на страницах респектабельных газет и интернет-изданий говорит о многом. Интеллектуальная элита русской нации осознала жизненную необходимость самоопределения. Киев определился - даже Москва задумалась. А что делать Минску?

Для начала отказаться от опасной иллюзии осуществимости для нашего Отечества «многовекторной» внешней политики в начале XXI столетия. Беларуси неизбежно придется выбирать то Целое, частью которого нам будет наиболее комфортно быть. Малая, критически зависимая от импорта энергоносителей и от экспорта своих недорогих промтоваров, страна не может позволить себе роскошь капризного своеволия и взбалмошной непредсказуемости.

Вхождение в европейское целое гарантирует всем его частям цивилизационную безопасность, а также кадровый суверенитет для местных властных элит. Необходимо лишь вменяемо признать значимость и знаковость определенных культурных стандартов, главный из которых следующий: право на доминирование в любой сфере обретается в равноправной конкурентной борьбе с неизменными правилами игры.

Целое берет на себя лишь жесткий надзор за неукоснительностью соблюдения этих правил. В противном случае часть (и ее население) неизбежно утрачивают право распоряжения не только собственным историческим уделом, но и конкретными жизнями - своими и своих ближайших потомков.
Добавить комментарий
Проверочный код