Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№6 (474) 14 февраля 2005 г. События. Оценки

ОТМЫВ ФИНЗАСОРОВ

14.02.2005
Елена АНКУДО

Легализация преступных доходов, финансирование терроризма и усиление контроля за хозяйственными операциями - все это в ближайшее время планируется рассмотреть в ПП НС. По воле президента депутаты примутся за изменения и дополнения в закон «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем».

Предлагаемая редакция закона регулирует деятельность всех лиц, осуществляющих финансовые операции, жестко описывает их обязанности, уточняет меры, направленные на предотвращение легализации доходов и финансирования терроризма, впервые подробно касается действий финансового мониторинга. При наличии «достаточных оснований, свидетельствующих о том, что финансовая операция связана с легализацией доходов либо финансированием терроризма», контролерам позволяется приостановить финансовую операцию.

СПИСОК РИСКА

Как и ранее, в список операторов рынка, рассматриваемых в проекте, входят банки и внебанковские кредитно-финансовые организации, участники рынка ценных бумаг, биржи, страховые организации, операторы почтовой связи, ломбарды, организаторы лотерей и казино, нотариусы, адвокаты, независимые бухгалтеры и пр. Речь идет как о собственниках, так и о тех, кому позволено распоряжаться имуществом и деньгами на правах оператора. Новшество законопроекта - отнесение к списку риэлтеров. Под контроль фактически попадают любые операции, совершаемые с недвижимостью. Сумма сделок, подлежащих особому контролю, начинается от 2 тыс. базовых величин (около $20 тыс.) - стоимости однокомнатной квартиры в Минске.

Надо полагать, что после внесения изменений, контролеры еще активнее примутся выяснять, не заняты ли перечисленные лица «приданием правомерного вида владению, пользованию или распоряжению доходами с целью утаивания или искажения природы их происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности этих доходов, в том числе соотносимых с ними прав», что входит в понятие легализации доходов. Предотвращать это незаконное явление позволят меры внутреннего и особого контроля, «запрет на информирование лиц, совершающих финансовые операции, о принимаемых мерах по предотвращению, легализации доходов и финансировании терроризма», а также некие «иные меры», опущенные разработчиками проекта.

По мнению редактора журнала «Юрист» Сергея Литовко, прокомментировавшего корреспонденту «Белорусской газеты» законодательные новшества, «действующий закон не указывает, в результате каких нарушений возникает доход, полученный преступным путем. В новой редакции конкретно определено законодательство - административное, уголовное, хозяйственное и пр., нарушение которого ведет к получению незаконных доходов. Всех имеющих отношение к легализации преступных доходов разделили на две группы. Это лица, совершающие финансовые сделки, и те, кто их осуществляет (банки, биржи и пр.) Осталось, впрочем, непонятным, к какой группе относить, к примеру, комиссионеров».

БЕЗ КОНТРОЛЯ

Рядом с подробным списком операций, подлежащих особому контролю, впервые указаны операции, которые могут быть избавлены от жесткой проверки: финансовые операции со средствами бюджета союзного государства, республиканского и местного бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов. Депутатские и другие официальные представительства республики также вздохнут спокойно, если их не вычеркнут из списка.

Возможно, контроля избегут выдача наличных денег на выплату зарплаты, финансовые операции, проводимые по корреспондентским и другим счетам Нацбанка, вывоз банками наличной иностранной валюты за пределы РБ с последующим зачислением на свои корсчета в иностранных банках. Предложенный список велик, но его значительно расширяет последний пункт - «иные финансовые операции по перечню, определяемому президентом РБ».

По словам Литовко, эти идеи «не коррелируют с общей тенденцией ужесточения контроля за использованием госсредств. По логике проекта, например, с государственными ценными бумагами может работать кто угодно. Если такие операции не подлежат особому контролю, получается, что контролерам безразлично, какие структуры прислали деньги для работы».

ПРИОСТАНОВИТЬ «ПО ДОСТАТОЧНЫМ ОСНОВАНИЯМ»

Разговор об установке барьеров для террористов звучит вполне современно и своевременно. Однако поправки в закон необходимы не только в качестве дани моде. До сих пор на уровне закона не прописывались полномочия созданного год назад Департамента финансового мониторинга (ДФМ), которые весьма существенны. Контролеры получают полную информацию по счетам деятельности предприятий, открытым в белорусских банках. Часть этих сведений, надо полагать, в дальнейшем весьма оперативно поступает в правоохранительные органы.

Увеличилась компетенция ДФМ: «при наличии достаточных оснований» сотрудники департамента имеют право «приостановить финансовую операцию». Снимать эти санкции также позволяется ДФМ. Законопроект не указывает, что именно послужит «достаточными основаниями», не распространяется относительно природы их происхождения, не уточняет временные рамки проведения проверки.

В проекте упоминается об усиленном контроле над финансовой операцией самими операторами - если участвующее в ней лицо имеет отношение к террористической деятельности либо подконтрольно неким террористам. Повышенное внимание по проекту относится ко всем, имеющим отношение к государству, «не участвующему в международном сотрудничестве в сфере предотвращения легализации доходов и финансирования терроризма». Как видно, чтобы облегчить жизнь финансистов, законопроект предполагает, что порядок определения перечня подозрительных лиц и государств пропишет Совмин.
Добавить комментарий
Проверочный код