Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№6 (474) 14 февраля 2005 г. Экономика

ПРИШЁЛ, УВИДЕЛ, ОТОБРАЛ

14.02.2005
Марина ГУЛЯЕВА

Оценивая грядущие изменения в законодательстве, белорусские фермеры вспоминают слова президента, произнесенные несколько лет назад на одном из совещаний. В числе причин, по которым власть считает крупнотоварное производство, т.е. колхозы, основой отечественного АПК, Лукашенко привел аргумент, объясняющий возможность существования в Беларуси не только фермерского хозяйства, но и любого другого субъекта хозяйствования: «Понятно, что фермеры страну не накормят». Если закон «О крестьянских (фермерских) хозяйствах» будет принят в том виде, в каком он сегодня рассматривается в парламенте, отечественное фермерское движение вообще прекратит свое существование.

СПРАВКА «БГ». На 1 января 2005г. в стране зарегистрировано 2326 крестьянско-фермерских хозяйств. В 2004г. было создано 198 хозяйств, прекратило существование 369.

На минувшей неделе новая редакция закона обсуждалась за круглым столом в Совете Республики. К разговору были привлечены представители правительства, Национального центра законопроектной деятельности, региональных фермерских ассоциаций. Последних - собственно, тех, кого непосредственно касается закон, - возможные изменения оставили, мягко говоря, в недоумении: ладно, пусть страна решила, что фермеры ее не накормят, но как теперь им прокормить собственные семьи?..

Новый проект закона - это как земля, которую местные власти выделяют фермерам. Как правило, это самые худшие участки, по выражению одного фермера, «была бы хуже земля, дали бы такую, но хуже просто нет».

Во-первых, как заявил председатель Белорусского союза фермеров Константин Ермоленко, выступая в Совете Республики, «проект закона перегружен отсылочными нормами». Их практически столько же, сколько статей в проекте, - 32. «Это делает закон трудночитаемым и трудновоспринимаемым».

Во-вторых, новая редакция закона предъявляет новые требования к составу крестьянско-фермерского хозяйства. По действующему закону (принятому в 1991г. - М.Г.), членами хозяйства могут быть семья и родственники. Проект закона ограничивает членство только членами семьи в трактовке Кодекса о семье и браке, т.е. людьми, проживающими совместно. Как говорит Ермоленко, «на практике это приведет к тому, что взрослый сын, имеющий собственную семью, не сможет стать членом крестьянского хозяйства отца».

В-третьих, подавляющее большинство статей закона посвящено описанию процедурных вопросов, возникающих между членами хозяйства. А насущным требованиям фермеров в плане обеспечения равенства условий хозяйствования с госпредприятиями закон отвечает «не в полной мере».

Но самое главное в проекте закона - то, что он кардинально меняет условия землепользования. С 1991г. и по сей день фермеры имеют право на пожизненное наследуемое владение землей. Фактически это право, дающее хоть какие-то гарантии, что участок не отберут, - усеченный вариант частной собственности. Изменения в законе вводят новую форму пользования землей - аренда. Очевидно, что даже если земля будет арендована на срок до 99 лет, никаких гарантий эта форма землепользования фермеру не дает.

Характеризуя изменения в законе, председатель комиссии по аграрным вопросам ПП НС, экс-министр сельского хозяйства Михаил Русый еще на стадии обсуждения их в комиссии говорил, что «право пожизненного наследуемого владения дает возможность передавать землю по наследству, вкладывать в нее капитал... А аренда есть аренда. Арендодатель может в любое время изменить условия договора».
Добавить комментарий
Проверочный код