Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№6 (474) 14 февраля 2005 г. Экономика

ПО БОЛЬШОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НУЖДЕ пошли бюджетные деньги

14.02.2005
Ярослав РОМАНЧУК

Реальные приоритеты белорусского государства видны не только по бюджету страны, но и по тому, кто, сколько и на что тратит деньги налогоплательщиков. 30 декабря 2004г. Совмин принял постановление N1675 «О перечне республиканских государственных нужд, а также государственных заказчиков по поставкам (закупкам) товаров (работ, услуг) для республиканских государственных нужд на 2005г.» В былые времена компании считали признаком особого доверия факт поставки товаров ко двору венценосной особы. Правительство же Беларуси, поместив в открытой базе само постановление, решило не делиться с широкой публикой именами тех, кто получил право работать с белорусским «двором».

Для корпоративных лоббистов страны и их представителей в органах власти постановление Совмина - доказательство эффективности их работы. Они «пробили» для себя право распоряжаться внушительной частью бюджета. Их партнеры могут спать спокойно - с гарантированным объемом сбыта товаров и услуг. Цены - договорные, но не между потребителем и продавцом, а между чиновником и его напарником в «придворной» фирме. Конкуренция под контролем. Видимость порядка обеспечена. Прогнозные показатели будут выполнены. Заодно доложат об инвестициях государства в науку, новые технологии, поддержку села и т.п. Режим исполнения госзаказа - полусекретный. Еще никогда власти публично не обсуждали эффективность госзакупок. Ни депутатам ПП НС, ни местным органам власти не позволено подвергать сомнению перечень госнужд.

ГОССЕРЬГИ И ГОССЕСТРЫ

Сам текст постановления достаточно куцый и формальный. «Довести», «утвердить», «согласовать», «представить» - всем этим должны заниматься Минэкономики, Минздрав, Минпром и Госкомнауки и технологий. До 25 марта все структуры, получившие деньги в этом году, должны представить «аналитические материалы о ходе выполнения объемов поставок». Ни слова о целесообразности программ, критериях их эффективности, допуска к их выполнению частного бизнеса.

Приложение к постановлению содержит шесть таблиц. Первая описывает перечень «республиканских нужд, а также госзаказчиков по поставкам (закупкам) товаров (работ, услуг) для республиканских государственных нужд на 2005г.» На первом месте - президентские программы, на которые выделяется почти 3 млрд. рублей: «Бытовая электроника» и «Дети Беларуси». На 21 народнохозяйственную госпрограмму выделяется 586,6 млрд. рублей. Из года в год их список практически не меняется. Больше всего денег «тянет» чернобыльская программа - 409,3 млрд. На поддержку афганцев планируется выделить 208 млн., на предупреждение инвалидности и реабилитацию инвалидов - 20 млн. Республиканская комплексная программа по проблемам пожилых людей - очередные 194,6 млн. рублей. На информатизацию системы образования планируется потратить 960 млн. рублей, что едва ли хватит на Интернет для минских вузов, не говоря уже обо всей стране.

Очень хорошо списывать бюджетные средства в рамках программы «Качество»: оказывать помощь избранным предприятиям и делать вид, что они работают без господдержки. Программа информационного обеспечения внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности «весит» почти 375 млн. рублей.

Белорусские суды должны судить качественнее и еще более политкорректно: в рамках программы строительства и реконструкции зданий, материально-технического, кадрового обеспечения судов будет потрачено 100 млн. рублей. Это сильная мотивация для третьей ветви власти оставаться в тени ствола белорусской государственности. Среди республиканских программ не обошлось без «Молодежи Беларуси»: на фоне идеологического сухостоя в необорудованных школах и вузах только деньгами можно заставить одних учить, а других делать вид, что учатся. Продолжая декларировать поддержку малого бизнеса, правительство вытесняет его из еще одного важного сегмента рынка - туризма. В рамках Национальной программы развития туризма на 2001-05гг. в этом году планируется потратить 152 млн. рублей. Программа завершается, а толк от нее ощутили немногие туроператоры, но никак не иностранные туристы.

Молодежь, чернобыльцы или судьи - это хорошо, но силовики - еще лучше. Спецпрограмма Минобороны стоит 480,3 млн., а аналогичная программа для КГБ обойдется налогоплательщикам уже в 6,24 млрд. рублей. На эти деньги не разживешься, но несколько спецопераций провести вполне можно.

ГОСНУЖДЫ, БОЛЬШИЕ И МАЛЫЕ

Многие хотели бы попасть в список предприятий, которые получают ресурсы в рамках инвестиционных госпрограмм. В 2005г. на них планируется потратить 455,5 млрд. рублей. Эти деньги призваны обеспечить «устойчивость ЖКХ, агропромышленного сектора, транспорта, связи, образования, здравоохранения, культуры и соцобеспечения». Множество и масштабность целей позволяет говорить о том, что правительство зарезервировало почти полтриллиона рублей в качестве заначки на разные случаи жизни.

В таблице 2 приложения к постановлению определены объемы закупок товаров для республиканских нужд на 2005г. Первыми идут Белгоспищепром и Белкоопсоюз - они заказывают у Минстройархитектуры (ответственный исполнитель) 50 млн. штук стеклобанок: 41 млн. - для Белгоспищепрома, 9 млн. - для Белкоопсоюза. Статус «госнужды» получили также 69 млн. штук стеклобутылок. Минсельхозпрод заказывает от имени государства 6 тыс. т кормового белка у госконцерна «Белбиофарм». Остальные участники несостоявшегося тендера отдыхают.

Минпром заказывает 800 тыс. т лома черных и 14.200 т цветных металлов. Поставщики определены постановлением Совмина N1375 от 1.11.2004. Попасть в этот список могут только те, кто на протяжении последних 10 лет жестко контролировал вход на рынок металлов. В контексте высоких цен на металлы на мировом рынке цена вопроса резко выросла. Поскольку согласование цены идет между чиновниками и их партнерами по бизнесу, то никто не гарантирует, что государство тратит на эти нужды столько, сколько тратило бы в условиях свободной конкуренции.

Госзаказ на сельхозпродукцию традиционно щедр. В 2005г. государство обязалось купить 1,3 млн. т зерна, из которых 1 млн. приходится на госзаказчиков под руководством Минсельхозпрода. Концерн «Белбиофарм» закупит 9 тыс. т провита и 9 тыс. т для производства спирта. «Белгоспищепром» получит бюджетные деньги для покупки 2,63 млн. т сахарной свеклы, 51,5 тыс. т рапса, 150 тыс. т пивоваренного ячменя и аж 141 тыс. т зерна для производства спирта. Мингорисполком выступил заказчиком 24 тыс. т скота в живом весе, 13,8 тыс. т мяса и 220 тыс. т молока. Беллегпром получит ресурс на приобретение 17 тыс. т льноволокна и т.п.

Министерства и госконцерны выступают в роли тех самых посредников, которых так не любит глава государства. Они ломают рыночные механизмы, блокируют рынки для предпринимателей и частных инвесторов. Они же несут ответственность за рост цен, переводя стрелки на «нячэсных» предпринимателей.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НУЖНИК РБ

В таблице 4 приложения приведены объемы финансирования закупок товаров (работ, услуг), «связанных с удовлетворением нужд госуправления». И это только из республиканского бюджета. Самые большие нужды, разумеется, у УД президента - в 7,7 раза больше, чем у аппарата Совмина. КГК, включая Департамент финансовой расследований, получит на свои нужды 4,83 млрд. рублей (это без зарплаты, премиальных и прочих операционных расходов). И это в 37 раз больше, чем для Минкульта, в 19 раз больше, чем для Минздрава, в 13 больше, чем для Минтруда и соцзащиты.

«НА ПРОЧИЕ РАСХОДЫ»

Таблица 5 приложения содержит информацию об объемах финансирования закупок товаров, работ и услуг для госнужд во имя «устойчивого развития отраслей». Легко догадаться, какая отрасль получит больше всего. Бюджет Минсельхозпрода по этой статье превысит 1 трлн. рублей. Львиная доля пойдет на расходы целевых фондов, но 10 млрд. - это заначка на «прочие расходы». УД президента по этой статье имеет скромный бюджет 26,45 млрд. рублей. Для устойчивого развития ему хватит.

Минздрав получит 287 млрд., Мининформации - 10,5 млрд., Минобразования - 70,4 млрд. рублей, МНС - 6,6 млрд., причем 6,5 млрд. предназначены на «прочие расходы». Минпром потратит 65 млрд. - на расходы целевых бюджетных и внебюджетных госфондов. Увесистый кусок достался Минтранспорта и коммуникаций - 690 млрд. рублей. Он будет целиком перечислен в целевые фонды. В длинном списке госпомощи нет поддержки предпринимателей или малого бизнеса. Зато министерства и концерны по своему усмотрению будут давать льготы тем компаниями, которым не придется сполна платить все налоги и сборы. Так нужды одних справляются за счет денег других.

Таблица
Добавить комментарий
Проверочный код