Воскресенье, 4 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№6 (474) 14 февраля 2005 г. Экономика

ЗАПЛАТИ И НЕ СВИСТИ

14.02.2005
Сергей ЖБАНОВ

№ 6 [474] от 14.02.05 - Беларусь - налоговый рай. К этой приятной мысли подталкивают отчетные данные Министерства по налогам и сборам (МНС). Согласно статотчетности, в 2004г. налоговая нагрузка в социально-ориентированной Беларуси по сравнению с прошлым годом не изменилась, составив 29,4% к ВВП.

В сравнении со странами ЕС, где налоговое бремя тормозит развитие экономики, достигая 45-55% к ВВП, социальные издержки белорусского государства обходятся бизнесу в сущие пустяки и не мешают расцвету производительных сил и производственных отношений. Будущее белорусского бюджетно-налогового законодательства, нацеленного на дальнейшее снижение налоговой нагрузки на 0,5% в год, тоже светло и благостно.

К сожалению, подобную налоговую пастораль члены белорусского правительства рисуют только в период общенациональной отчетной кампании. Как только речь заходит об унификации бюджетно-налогового законодательства с российским, те же министры, не стесняясь, заявляют о более высоких налогах в Беларуси, объясняя эту напасть отсутствием изобилия полезных ископаемых и прочего дармового производственного сырья и требуя в отместку финансовых компенсаций от России.

Известны даже точные размеры подобных претензий к РФ. Например, в прошлом году белорусские власти предлагали россиянам дополнительно компенсировать 7% ВВП, или $1,2 млрд. ежегодно, до тех пор пока экономика не приспособится к более мягким российским налоговым ставкам и условиям.

Эти требования были названы минимальными, поскольку в действительности налоговая нагрузка в Беларуси на 10% к ВВП выше, чем в России. Например, в конце прошлого года Нацбанк направил в Минфин письмо, в котором утверждал, что уровень налоговой нагрузки в Беларуси давно и значительно превышает этот показатель в других государствах на постсоветском пространстве, и требовал снизить уровень налогообложения.

Надо полагать, Минфин услышал эти просьбы и даже перевыполнил задание, в кратчайшее время сократив уровень налоговой нагрузки с 43% до 29,4%, ниже российского уровня в 33% к ВВП. Вот и у россиян появился отличный повод потребовать компенсаций из белорусского бюджета в случае углубления интеграции.

Впрочем, статистика белорусского Минфина явно не рассчитана на славянский интеграционный процесс. Скорее всего, это рафинированный статистический продукт, очищенный от сборов на социальное страхование и других видов поборов, не попадающих под классификацию налогов.

Между тем подобные отчисления и сборы имеют большой удельный вес в общей сумме налоговых поступлений и тенденцию к ускоренному росту. Например, сумма отчислений на обязательное страхование растет, потому что рассчитывается на основе количества работающих и величины их зарплаты, а конкретно в размере 35% от фонда оплаты труда, аккумулируясь все в той же доходной части республиканского бюджета.

Предприятия всех видов собственности, строго выполняя указание президента о росте средней зарплаты, не стали платить работникам больше. Просто теперь стимулирующая часть оплаты (премии) выплачивается в виде фиксированной зарплаты, а доходная часть бюджета выигрывает от постепенного роста средней зарплаты до установленных $250, увеличиваясь на сумму отчислений в фонд обязательного страхования (ФОС). При этом в МНС могут и не считать данный вид сборов налогами, но предприятиям от этого легче не становится. За несвоевременное перечисление сборов в ФОС штрафуют так же, как и за неуплату налогов.

Кроме данного вида отчислений, существует огромная масса различных видов неофициальных поборов, исходящих якобы от районных и городских властей, которым предприниматель отказать не вправе. Например, для строительства какого-нибудь социально-значимого объекта вроде библиотеки или стадиона, сбора урожая, обязательной подписки на облюбованные государством СМИ и т.п.

В конечном счете эти невинные мелочи вместе с основной суммой налогов и отчислениями в фонд обязательного страхования составляют даже не 43%, а 101-103% валового дохода и малого, и среднего, и даже большого коммерческого предприятия, независимо от объема годового товарооборота. Предприятия от такого пресса беднеют из года в год, пополняя оборотные средства не столько из собственной прибыли, сколько за счет банковских кредитов, которые рано или поздно приходится возвращать.

Поэтому реакция со стороны предприятий на оплату НДС по стране назначения была столь болезненной. Для юрлиц этот принцип подразумевает косвенное увеличение налоговой нагрузки вследствие 18-процентного роста входных цен. Но в белорусском правительстве упорно делают вид, что не воспринимают НДС как налог на суверенитет, убеждая местных бизнесменов продолжать настойчивый поиск редкого типа российских поставщиков, которые скинут белорусам 18% стоимости.

А с какой стати в Москве должны снижать устоявшиеся рыночные цены именно для белорусских покупателей? Или в правительстве убеждены, что предъявление паспорта с белорусской пропиской обязано автоматически заставить продавца очистить продажную цену от НДС, в то время как всем остальным представителям братской семьи народов бывшего СССР россияне будут продолжать предлагать товары по полной стоимости.

Правда в том, что это теперь наш НДС и наша национальная проблема. И от его величины будет прямо зависеть конечная цена даже трусов, которые уже сейчас в народном бутике (типа стадиона «Динамо») продаются по $10. Не нравится? Есть отечественные: в ЦУМе, но в более сдержанной цветовой гамме - колер сизый или булыжный, по $3-5. Носи на здоровье! И больше не думай ни о каких ввозных налогах, которые белорусские индивидуальные предприниматели, закупая товар в России, вообще никогда не платили. Видимо, в МНС этого не знали, если утверждают, что это (тот же самый ввозной налог, только с отсрочкой платежа).

У «индивидуалов», согласно первоначальным инструкциям МНС, вообще никаких налогов, кроме «единого», быть не должно, и это отличало их от статуса юрлица. Но МНС вскоре добавил им отчисления на обязательное страхование (якобы в расчете на обеспеченную старость), а теперь навесил и НДС. Целенаправленное совершенствование налогового законодательства не прошло бесследно для «индивидуала», т.к. в конечном счете его поставили перед нелегким выбором: или плати, или закрывай свой бессмысленный бизнес.

Белорусский президент, никогда не принимавший в расчет интересы частных предпринимателей, поспешил заявить, что «считает решенными проблемы, связанные с переходом в торговле с Россией на взимание НДС по принципу страны назначения». В ответ предприниматели выбрали третий путь, угрожая начать с 1 марта забастовку по всей стране.
Добавить комментарий
Проверочный код