Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№4 (472) 31 января 2005 г. События. Оценки

СЛИВ СЕРОГО ВЕЩЕСТВА КАНАЛИЗИРОВАН... в закрома родины

31.01.2005
Кирилл НЕЖДАНСКИЙ

№ 4 [472] от 31.01.05 - Выказав неподдельную заботу о генофонде нации, Александр Лукашенко не обделил отеческой заботой и интеллектуальные ресурсы страны, проведя 26 января совещание по структуре высшего образования и торжественно вручив 28 января дипломы докторов наук и профессорские аттестаты.

Получение дипломов и аттестатов из рук главного эксперта в области фундаментальных и прикладных дисциплин, третейского судьи научных дискуссий и флагмана педагогической мысли давно стало доброй традицией. Деятелям науки ежегодно напоминают, что они тоже госслужащие, даже если заняты ловлей мушек-дрозофил и подсчетом результатов паллатализации заднеязычных в ненормативной лексике. По сравнению с 2004г. не изменились ни формулировки наиболее острых проблем, ни предлагаемые пути их решения.

Государство по-прежнему ждет от ученых вечного двигателя и философского камня, который станет краеугольным при очередном скачке ВВП. Отсюда «особые надежды на белорусских ученых в реализации госпрограмм по обеспечению энергетической безопасности республики и возрождению села». Зато «абстрактные исследования нам абсолютно не нужны». Увы, для Беларуси бремя фундаментальной науки, похоже, неподъемно не столько финансово, сколько ментально: руководство страны не вполне представляет, какая от нее польза. Сказывается влияние идеологического вектора на исследовательские программы: призыв Лукашенко во всем «идти от жизни» плохо согласуется с привычкой ученых всюду искать универсалии, непреложные правила и законы. Нутряная, сермяжно-прагматичная направленность державного интереса к науке означает, что «инновационный путь развития», о котором столько говорилось, упрется в калитку свинофермы, не суля прорывных открытий. По сходным причинам СССР в свое время проворонил двух «продажных девок» империализма - генетику и кибернетику, противоречивших марксистской идеологии, а гитлеровская Германия (ко всеобщему облегчению) не создала атомной бомбы: энергия атомного ядра не имела расовой прописки, а среди изучавших ее оказалось подозрительно много неарийцев.

Оценку состояния образовательной системы на совещании 26 января можно назвать критически-недоуменной. Много и путано говорилось про магистров и бакалавров, Болонский процесс и прочее, но, похоже, мало кто из присутствующих понимал, о чем речь. А у немногих понимавших не хватило то ли смелости, то ли интеллекта, чтобы объяснить суть обсуждаемого президенту, что наглядно демонстрирует педагогический потенциал флагманов отечественного образования.

Как всегда, «за основу решено взять мощнейшую советскую систему образования». Правда, самой системы уже нет, как и питавшей ее социальной среды. Однако участники совещания вслед за президентом торжественно продекларировали: «Нам нельзя потерять самую лучшую систему образования, которая была создана в мире за последние годы». О какой системе идет речь, так и осталось загадкой: советская создавалась не «в последние годы», белорусская же пока далека не только до звания лучшей в мире, но и до статуса системы.

Высшее образование уже десятилетие балансирует между реформой и реставрацией. При этом достоинства и недостатки как советской, так и западной образовательных моделей каждый раз видятся в свете политконъюнктуры. Переход к двухступенчатой подготовке выпускников, расцененный президентом как попытка Минобразования «совершить революцию в системе высшего образования», наглядно иллюстрирует печальный факт: пути образовательной реформы неисповедимы даже для ее инициаторов.

Вероятно, поэтому Лукашенко воздержался от однозначного решения вопроса. Предполагается, что с сентября 2005г. в вузах будет введена магистратура как годичная подготовка к аспирантуре. Цели приземленные: лишь 10% аспирантов сейчас защищают кандидатские диссертации, потому магистратура призвана обеспечить вузы научно-педагогическими кадрами низового звена. Однако опыт БГУ, где экспериментировать с магистратурой начали несколько лет назад, свидетельствует: такая аспирантура-light может заткнуть кадровую брешь лишь на год-другой. После этого магистрант нового фасона, как и аспирант старого образца, начинает задумываться над перспективами, приходя обычно к неутешительным выводам. Половинчатое новшество лишь снижает качество подготовки как магистрантов, так и аспирантов.

С бакалаврами проще: предложено присваивать эту степень после окончания вуза. Кажется, звучный титул имеет практическое значение лишь для обучающихся в Беларуси иностранцев. Вот и вся «двухступенчатость»: одну старую ступень переименовать в новую, другую разломать надвое.

Глава государства еще раз подтвердил, что слив серого вещества в стране должен осуществляться канализированно - в закрома родины: «Вузы должны работать на белорусскую экономику». Хочешь продолжить научные штудии за пределами отечества - потроши лопатник, возмещая затраты на твое образование.

Из других прожектов анонсированы: «возможность сокращения сроков обучения в ряде вузов по отдельным специальностям», оптимизация учебных программ, направление сэкономленных средств на поддержание штанов преподавательского состава, «строительство и ремонт общежитий, закупку оборудования». Практически все инициативы руководства страны в области посева, уборки и дожинок недовыжатого серого вещества демонстрируют, что определяющим фактором развития науки и образования в 2005г., как и в других отраслях, станет стабильность, на практике все больше напоминающая стагнацию.
Добавить комментарий
Проверочный код