Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
Количество проголосовавших: 79
это эксцесс исполнителя
 2.53%
после информобработки Украины настала очередь РБ
 31.65%
это заказ Кремля
 31.65%
атака СМИ - вымысел оппозиции
 12.66%
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
 7.59%
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
 13.92%
№4 (472) 31 января 2005 г. Sexus

СИДЯ НА СВОИХ КОЛЕСАХ

31.01.2005
Дмитрий НОВИЦКИЙ

Белорусский легковой автомобиль был, пока есть и, наверное, будет! Я не шучу: не трактор, а легковой автомобиль. В последнее время эта тема стала актуальной для СМИ. Катализатором послужило заявление гендиректора холдинга «Атлант-М» о необходимости повышения таможенных пошлин на легковые автомобили. Этот шаг сделает экономически рентабельным их производство в Беларуси. Исходя из того, что «Атлант-М» является генеральным импортером Volkswagen в РБ, скорее всего производиться у нас будут автомобили марки Volkswagen\.

Но об этом позже. Для начала заглянем в светлое автомобильное прошлое Беларуси. Светлое, потому что в нем почти ничего нет. В начале ХХ в. производства легковых машин у нас не было. После революции нашей стране отводилась роль всесоюзной кузницы техники для рабочих и крестьян. С падением железного занавеса упали и ограничения. В середине 90-х сделано несколько громких заявлений о начале производства белорусского автомобиля. Но воплотился в жизнь только один проект - Ford. Был начат выпуск двух моделей: легковой Escort и микроавтобуса Transit. На нашем рынке эти машины получались дороже выпущенных в Германии, поэтому прицел был взят на Россию. Смело мы в бой пошли!

На рынке восточной соседки Escort был одной из самых дешевых иномарок в классе, поэтому шансы на успех были неплохими. Были… После кризиса 1997г. они растаяли вместе с покупательной способностью россиян. Завод закрыли, а вскоре продали британской компании для производства зубных щеток.

Последовала долгая пауза, в течение которой звучали разные заявления от разных компаний: то «Газели» начнут собирать, то «Таврии» для инвалидов. Обычно бодрым заявлением о начале производства все и заканчивалось.

А сейчас легковой автомобиль белорусской сборки - есть! Несколько месяцев в поселке Обчак, на площадях экс-завода Ford производится микроавтобус Lublin. Эту польскую машину начинал собирать БелАЗ, но появление «Газели» поставило крест на проекте. Теперь Lublin воскрес. И спрос на него на внутреннем рынке есть: цена на микроавтобус находится точно посерединке между «Газелью» и западными машинами. Формально «белорусского поляка» можно считать легковым: существует шестиместная версия с большим багажником, полная масса до 3,5 т. Но это формально.

Реально белорусский легковой автомобиль может появиться только после повышения таможенных пошлин. «Атлант-М» слов на ветер не бросает. И если г-н Хусаенов сказал, что машина будет - она будет. Но только после повышения таможенных пошлин. Пойдет ли на это государство - большой вопрос. С одной стороны, выигрыш велик. Появляются новые рабочие места, выпуском комплектующих занимаются белорусские предприятия, да и покупателю кредит на такую машину можно брать в белорусских рублях, с льготными процентными ставками. С другой стороны, все плюсы перекрываются одним большим денежным минусом. Повышение пошлин означает резкое уменьшение ввоза в страну автомобилей, а значит, сократятся денежные поступления с «растаможки». Задача получается сложнее, чем у Буриданова осла.

Какой путь изберет государство, пока неясно. Ведь все в конечном счете зависит от отношений с Россией. Если все пойдет по плану, белорусский автомобиль не нужно будет растаможивать в России. А если на границе ключ поломают пополам - спрос на новые машины на внутреннем рынке слишком мал, чтобы их выпускать. Поэтому белорусский автомобиль был, пока есть и, наверное, будет.

Автор - главный редактор газеты «Автобизнес-weekly», ведущий телепроекта «Утромобиль» (ОНТ)
Добавить комментарий
Проверочный код