Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
«Нет в Беларуси того человека, который не знает о вас как о председателе великой страны» - сообщил Александр Лукашенко председателю КНР. А насколько хорошо вы знаете Си Цзиньпина?
давно на короткой ноге с товарищем Си
лично не знаком, но есть общие знакомые
пересекались пару раз на тусовках
тщательно отслеживаю каждый шаг товарища Си
не помню, кто это, но раз президент говорит, наверное, мы знакомы
№4 (472) 31 января 2005 г. Sexus

СИДЯ НА СВОИХ КОЛЕСАХ

31.01.2005
Дмитрий НОВИЦКИЙ

Белорусский легковой автомобиль был, пока есть и, наверное, будет! Я не шучу: не трактор, а легковой автомобиль. В последнее время эта тема стала актуальной для СМИ. Катализатором послужило заявление гендиректора холдинга «Атлант-М» о необходимости повышения таможенных пошлин на легковые автомобили. Этот шаг сделает экономически рентабельным их производство в Беларуси. Исходя из того, что «Атлант-М» является генеральным импортером Volkswagen в РБ, скорее всего производиться у нас будут автомобили марки Volkswagen\.

Но об этом позже. Для начала заглянем в светлое автомобильное прошлое Беларуси. Светлое, потому что в нем почти ничего нет. В начале ХХ в. производства легковых машин у нас не было. После революции нашей стране отводилась роль всесоюзной кузницы техники для рабочих и крестьян. С падением железного занавеса упали и ограничения. В середине 90-х сделано несколько громких заявлений о начале производства белорусского автомобиля. Но воплотился в жизнь только один проект - Ford. Был начат выпуск двух моделей: легковой Escort и микроавтобуса Transit. На нашем рынке эти машины получались дороже выпущенных в Германии, поэтому прицел был взят на Россию. Смело мы в бой пошли!

На рынке восточной соседки Escort был одной из самых дешевых иномарок в классе, поэтому шансы на успех были неплохими. Были… После кризиса 1997г. они растаяли вместе с покупательной способностью россиян. Завод закрыли, а вскоре продали британской компании для производства зубных щеток.

Последовала долгая пауза, в течение которой звучали разные заявления от разных компаний: то «Газели» начнут собирать, то «Таврии» для инвалидов. Обычно бодрым заявлением о начале производства все и заканчивалось.

А сейчас легковой автомобиль белорусской сборки - есть! Несколько месяцев в поселке Обчак, на площадях экс-завода Ford производится микроавтобус Lublin. Эту польскую машину начинал собирать БелАЗ, но появление «Газели» поставило крест на проекте. Теперь Lublin воскрес. И спрос на него на внутреннем рынке есть: цена на микроавтобус находится точно посерединке между «Газелью» и западными машинами. Формально «белорусского поляка» можно считать легковым: существует шестиместная версия с большим багажником, полная масса до 3,5 т. Но это формально.

Реально белорусский легковой автомобиль может появиться только после повышения таможенных пошлин. «Атлант-М» слов на ветер не бросает. И если г-н Хусаенов сказал, что машина будет - она будет. Но только после повышения таможенных пошлин. Пойдет ли на это государство - большой вопрос. С одной стороны, выигрыш велик. Появляются новые рабочие места, выпуском комплектующих занимаются белорусские предприятия, да и покупателю кредит на такую машину можно брать в белорусских рублях, с льготными процентными ставками. С другой стороны, все плюсы перекрываются одним большим денежным минусом. Повышение пошлин означает резкое уменьшение ввоза в страну автомобилей, а значит, сократятся денежные поступления с «растаможки». Задача получается сложнее, чем у Буриданова осла.

Какой путь изберет государство, пока неясно. Ведь все в конечном счете зависит от отношений с Россией. Если все пойдет по плану, белорусский автомобиль не нужно будет растаможивать в России. А если на границе ключ поломают пополам - спрос на новые машины на внутреннем рынке слишком мал, чтобы их выпускать. Поэтому белорусский автомобиль был, пока есть и, наверное, будет.

Автор - главный редактор газеты «Автобизнес-weekly», ведущий телепроекта «Утромобиль» (ОНТ)
Добавить комментарий
Проверочный код