Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№4 (472) 31 января 2005 г. Экономика

КОНТРОЛЬ ЧЕРЕЗ СЕТЬ

31.01.2005
Ольга МИКША

Как сообщил на прошлой неделе председатель Государственного таможенного комитета Александр Шпилевский, в прошлом году ведомство перевыполнило доведенные показатели по наполнению госбюджета, собрав 2,4 трлн. рублей. Кроме этого, решены проблемы с конфискатом российских грузов и продолжены работы по обустройству погранпереходов. В новом году ГТК намерен начать реализацию «амбициозного проекта» по введению электронного декларирования, необходимого для дальнейшей реорганизации таможенных органов.

Александр Шпилевский сказал, что год был сложным, но несмотря на это, таможенники сработали эффективно и качественно: «План доходной части республиканского бюджета таможенная система выполнила на 102,2%». В результате доля таможенных поступлений в госбюджет составила 36%.

После нескольких скандалов и резких заявлений о безосновательных задержках и конфискате российских грузов, которыми ознаменовался 2003г., в прошлом году таможенники четко построили систему досмотра и значительно снизили количество контрабанды. На совместной коллегии были выработаны соглашения о транзите российских товаров через Беларусь и теперь, по словам Шпилевского, «у нас есть полное понимание по этим вопросам с Российской Федерацией, и проблем в этом плане нет».

Прошлый год ознаменовался вводом в эксплуатацию после реконструкции международного автодорожного пункта пропуска «Варшавский мост» на белорусско-польском участке границы, а также началом строительства приграничного грузового терминала «Козловичи-2» с пропускной способностью 4 тыс. грузовых автомобилей. «На обустройство терминала «Козловичи-2» Еврокомиссией выделено 16 млн. евро», - сказал Шпилевский, отметив, что «это крупнейший проект за всю историю таможенной службы». Кроме того, в течение года шла активная работа по развитию приграничной таможенной инфраструктуры, которая ведется совместно с российской таможенной службой.

Вероятно, от таможни и в этом году ждут перевыполнения плана по доходности бюджета, что заставило комитет начать еще более амбициозный проект. Вместе с Евросоюзом и Россией белорусский ГТК выступил инициатором введения системы электронного декларирования и электронной подписи, а также по организации с российской стороной интегрированной телекоммуникационной сети. «Если ГТК сдвинет с мертвой точки эту тему, это станет будущим экономики нашей страны, революцией в таможенном деле», - сказал Шпилевский. И предложил помечтать: представьте ситуацию, когда субъект хозяйствования не будет общаться с таможенником, а будет общаться путем передачи по компьютеру документов. Электронную подпись подделать невозможно, не будет очередей в таможенные управления, все будет четко и понятно. И эту работу ГТК начинает с себя, намереваясь уже к концу текущего года ввести в действие систему электронной подписи. А дальше к почину присоединятся субъекты хозяйствования и ведомства. По словам Шпилевского, это исключит многомиллионный поток бумажных документов и сократит время прохождения таможенной процедуры.

По словам специалистов ГТК, электронное декларирование повышает эффективность таможенного оформления и контроля за счет заблаговременного получения в электронном виде таможенных документов. Это позволяет вести полномасштабный контроль информации, исключить субъективизм таможенного инспектора при принятии решения, обеспечивать единообразное применение норм таможенного законодательства для всех без исключения участников внешнеэкономической деятельности. С другой стороны, для участников внешнеэкономической деятельности обеспечивается прозрачность процесса принятия решения в отношении декларируемого товара, ускоряется сам процесс его таможенной очистки.

«В принципе, эта система нужна не столько таможне. В первую очередь, это нужно самим субъектам хозяйствования», - сказал Шпилевский. «Если ты не хочешь ходить в таможню, стоять в очереди, давать взятки сотруднику таможни - ты можешь общаться с ним четко и понятно посредством компьютера».

В этом году таможня намерена опробовать пилотные проекты по электронному декларированию товаров. Как сообщила начальник управления Нина Кузьмич, на выбранном пункте таможенного оформления будет осуществляться сквозное электронное оформление товаров на этом направлении. По ее словам, прежде всего будут реализованы декларации товара, в отношении которого в наименьшей степени действуют меры тарифного и особенно нетарифного регулирования. Здесь есть ряд трудностей: разрешительные документы, которые требуются для таможенной очистки таких товаров, также должны передаваться по электронным каналам. А это значит, что таможня должна состыковать свою электронную систему с системами других ведомств. Как отметила Кузьмич, таможенная электронная система готова присоединиться к системам любых ведомств, но их обязать стыковаться с ГТК может только Совмин. «Все будет выливаться в финансирование аналогичных работ нашими смежными партнерами», - резюмировала она.

Между тем финансовой оценки масштабов задуманного белорусской таможней еще нет. В апреле 2004г. утверждена программа по созданию внутриведомственной телекоммуникационной сети Госкомпогранвойск, ГТК и Минсвязи, которая оценена в 23 млрд. рублей. В прошлом году ГТК выделил 1,3 млрд. рублей, покрыв таким образом электронной сетью западную и северо-западную границу. В этом году выделено 2,3 млрд. рублей, которых хватит на юг и центр. Понятно, что с такими темпами финансирования программа продолжится и после расчетного 2006г., а пилоты по электронному декларированию могут быть осуществлены только там, где уже будет создана сеть: Брест и Минск.
Добавить комментарий
Проверочный код