Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№4 (472) 31 января 2005 г. Экономика

ДОЙНЫЕ КОРОВЫ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА

31.01.2005
Ярослав РОМАНЧУК

Белорусский бюджет держится на плечах 178 предприятий, имеющих, по версии Минфина и МНС, статус бюджетообразующих. Устойчивость белорусской экономики, ее конкурентоспособность и сопротивляемость кризисам зависят от того, в каком финансовом состоянии находится эта группа предприятий, насколько они готовы к работе в новом режиме уплаты НДС с Россией и к диверсификации экспортного потенциала. Перспектива развития белорусской экономики будет зависеть от того, сколько соков решит выжать из этих предприятий государство.

НАДОИЛИ

Ни для кого не секрет, что 11-процентный рост ВВП Беларуси обеспечен в первую очередь за счет топливно-энергетических ресурсов. Государство является основным получателем топливной ренты. Перевыполнение плана по основным налогам позволило правительству рапортовать о профиците бюджета, более чем о 20% роста инвестиций в основной капитал и повышении социальных выплат. Трудно назвать точную цифру ущерба (упущенных возможностей) для 178 БОО от отвлечения больших средств. Этот ущерб можно оценить лишь косвенно.

По данным МНС, за 2004г. налоговые поступления в консолидированный бюджет (по НДС, акцизам, налогу на прибыль и доходы, налогам в республиканский и местный бюджетные фонды) превысили 14 трлн. рублей (28,4% ВВП). За первое полугодие было собрано 6,4 трлн. рублей. Минфин прогнозировал текущие налоговые доходы на 2004г. в объеме 11,78 трлн. рублей, а общий объем доходов - 19,7 трлн. рублей. По итогам года совокупные доходы консолидированного бюджета приблизятся к 22-23 трлн. рублей (47-47,5% ВВП). Отвлечение таких денег от тех, кто их зарабатывает, негативно сказывается на развитии реального сектора. Выгоду получают банки, обслуживающие бюджетные деньги, а также структуры, выполняющие госзаказ и участвующие в реализации инвестиционных программ. Среди 178 БОО таких тоже немало.

В целом налоговые поступления от 178 БОО увеличились. В 2003г. они давали 36,7% доходов консолидированного бюджета, в 2004-м - уже 38,1%. По отдельным налогам ситуация выглядит еще более рельефно. «Белая кость» белорусского бизнеса дает 90,1% всех акцизных поступлений. Основными подакцизными товарами являются алкоголь, табак и топливо, и мы можем говорить о сохранении сильной монополии государства в этих нишах экономики. Здесь крутятся большие деньги, доступ к которым жестко контролируют власти.

Увеличилась доля 178 БОО в общих поступлениях по налогу на прибыль - с 59% в 2003г. до 60,5% в 2004г. До 53,9% увеличились их платежи в республиканский и местный бюджетные фонды. Только по двум основным налогам значение бюджетообразующих организаций уменьшилось: по подоходному налогу до 15,2% и по НДС - до 34,3%. Проблема НДС - это проблема не столько больших предприятий, сколько малого и среднего бизнеса. Если «гиганты» смогут не допустить сокращения поступлений по НДС, то остальным сделать это будет гораздо сложнее. В 2004г. по НДС было собрано 3,82 трлн. рублей. На 2005г. запланировано 4,55 трлн. Поскольку доля НДС в доходах бюджета составляет 21,5%, то при сокращении поступлений от малого и среднего бизнеса можно ожидать рост налоговой нагрузки на большие предприятия. У правительства не будет иного выхода, кроме как снимать больше денег с крупных предприятий в виде налогов, с банков - в виде льготных кредитов, с Нацбанка - эмиссионным кредитованием госпрограмм.

ОСАДОК НЕЖИДКИХ НАДОЕВ

Рост выручки, доходов и прибыли 178 БОО был неровным. При благоприятной внешней конъюнктуре, мягкой монетарной и фискальной политике только 59% из них увеличили налоговые поступления. Рост доходов от реализации показали 133 бюджетообразующих предприятия (75%), а фонд оплаты труда (ФОТ) увеличили 126 (71%). Однако для многих предприятий рост выручки был следствием роста затрат: 96 БОО (54%) допустили превышение темпов роста затрат над темпами роста доходов. Это указывает на низкое качество управления издержками. В целом 178 БОО увеличили базу, облагаемую налогом на прибыль, на 45,9%, доходы от реализации - на 22%, а затраты по производству и реализации - на 20,1%.

По итогам 2004г. 178 БОО увеличили платежи по НДС на 6,6%, а все предприятия в экономике - на 8,3%. Они на 13,7% больше заплатили оборотных налогов. В целом по экономике рост составил 11,1%. По налогу на прибыль показатели составляют 47,7% и 43,9% соответственно.

Менеджмент крупных, преимущественно госпредприятий не имеет сильной мотивации гибко реагировать на ценовые шоки. Еще меньше защищены БОО от шока роста налогов. При ограниченной конкуренции внутреннего рынка они решают проблему очень просто - повышением цен для потребителей. Такое корпоративное поведение создает угрозы потери рынков и развития серой экономики. Нужны инвестиции в современное оборудование, встраивание в производственно-сбытовые цепочки международных ТНК, активная работа по лицензионным договорам с технологическими лидерами. К сожалению, для роста выручки и увеличения доходности 178 БОО данные факторы имели минимальное значение.

По большому счету, чиновникам нет дела до того, за счет каких факторов произошло увеличение выручки и поступление налогов: деньги не пахнут. Но в течение двух-трех лет сохранение такого высокого налогового бремени для крупнейших налогоплательщиков РБ грозит потерей конкурентоспособности или даже банкротством. Для подстраховки нужен мобильный частный малый бизнес, а его явно не хватает.

ВОДКА ПОПОЛАМ С НЕФТЬЮ

За последние полгода в сотне крупнейших налогоплательщиков страны не произошло больших изменений. В топ-10 с 6-го на 5-е место переместился РУП «Минск Кристалл», увеличив свою долю в общей сумме налогов страны до 1,37%. Алкогольный лидер потеснил на одну позицию главного металлиста - РУП «БМЗ», вклад которого в госкопилку сократился с 1,47% по итогам первого полугодия 2004 г. до 1,18%. Поменялись местами РУП «Минскэнерго» (с 7-го на 8-е) и ОАО «Белтрансгаз». Первые десять предприятий дают 17,37% всех налоговых поступлений (полгода назад было 17,84%). В первой сотне налогоплательщиков страны 20 предприятий относятся к нефтяному сектору. Они приносят родине 11% налогов. Важное место для бюджета играют шесть областных энергетических предприятий. Их доля - 3,34% всех налогов.

Дешевый алкоголь также важен для наполнения бюджета. В сотне крупнейших налогоплательщиков страны находятся 15 представителей алкогольной отрасли. Их доля - 4,33%, что в сумме больше, чем дает крупнейший налогоплательщик страны ОАО «МНПЗ» и вся энергетика. Рядом с ликеро-водочными и пивными заводами - машиностроительные предприятия. Они играют важную роль на рынке труда, тем не менее, с точки зрения наполнения бюджета, вместе (12 предприятий в первой сотне) они дают 3,2% - гораздо меньше, чем алкогольная отрасль.

В топ-100 налогоплательщиков есть также пять химических предприятий, компании сотовой и налоговой связи, производители стройматериалов, сахара и табака. На 61-м месте находится одно из самых успешных частных предприятий - СП ЗАО «Мiлавiца», на 63-м - СП ООО «Санта-Бремор», на 88-м - ОАО «Коммунарка». Иностранный капитал, вытесненный госинвестициями и бюрократией, играет очень незначительную роль в наполнении бюджета. Среди крупнейших налогоплательщиков страны нет ни одного дочернего предприятия 500 крупнейших мировых ТНК. Правительство игнорирует цивилизованные финансы и инвестиции, те отвечают взаимностью. В 2004г. белорусский бюджет выручили ТЭК, химия и водка. В 2005г. такой вариант может и не сработать. И тогда идти под нож придется дойным коровам белорусской экономики.

Таблица
Добавить комментарий
Проверочный код