Понедельник, 5 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№4 (472) 31 января 2005 г. Экономика

БЕЗ ИНТЕГРАЦИИ И КОМПЕНСАЦИИ

31.01.2005
Сергей ЖБАНОВ

Россия совсем отбилась от наших рук: в ответ на протянутую из Беларуси руку дружбы посол РФ в РБ Александр Блохин поспешил окончательно и бесповоротно закрыть вопрос о межгосударственных компенсациях.

Белорусское правительство хотело оживить тему компенсаций сразу после неудачной попытки добиться скидок в новом контракте с «Газпромом». А спустя месяц, как бы подводя черту белорусским колядам, российский посол сообщил «Интерфаксу»: «При принятии решения в пользу пожелания Беларуси перейти на новую систему взимания косвенных налогов - по стране назначения - в России опирались на согласие республики снять вопрос о компенсационных выплатах за годы, когда действовал иной порядок уплаты НДС». Белорусскому правительству вроде бы невзначай напомнили, что переход на международные стандарты взимания НДС - это его инициатива, поддержанная Кремлем в знак уважения суверенитета Беларуси. И отныне вопрос о компенсациях такого рода «закрыт».

Используемый ранее порядок взимания НДС - по стране происхождения - вполне соответствовал духу единого союзного государства, товар из которого не экспортировался, а потому не могло быть и речи о налогах в пользу некоей зарубежной «страны назначения». Что же касается ежегодных потерь белорусского бюджета, то, идя навстречу былым интеграционным настроениям, Россия была готова компенсировать $200 млн. ежегодно, в т.ч. и за два года, предшествующих введению российского рубля на территории Беларуси.

Беларусь готова отказаться от национальной валюты, если будут обеспечены равные цены на энергоносители, ликвидированы все виды таможенного контроля между двумя странами, выплачены компенсации за возможные потери, вызванные унификацией налогово-бюджетного законодательства. В общем, вполне прагматичные расхождения взглядов по объемам и целям финансирования. Однако Блохин увидел основные трудности, мешающие интеграции валют, «в морально-психологической неготовности белорусской стороны».

Если обойтись без дипломатического тумана, то просто цену, запрашиваемую за объединение валют, Россия считает завышенной. Это с одной стороны. С другой - белорусские власти готовы довольствоваться разовыми целевыми компенсациями без замены валют и без всякого объединения.

Едва на газовом контракте просохли чернила, как вице-премьер белорусского правительства Андрей Кобяков публично реанимировал надежду на получение компенсаций от России за последние шесть лет взимания НДС по стране происхождения из расчета по $200 млн. за год. Потом тему справедливого возмещения потерь творчески развил министр финансов Николай Корбут, объявив о том, что в целях компенсации цен на газ республика намерена потребовать у России очередной кредит на $140 млн. либо добиться реструктуризации (уже однажды реструктурированной) просроченной задолженности.

Российскому дипломату ничего не оставалось, как выступить с разъяснениями позиций сторон в ходе переговоров по поводу НДС, а также в связи с дальнейшей унификацией налогового законодательства двух стран. Александр Блохин подчеркнул, что вопрос о компенсациях потерь бюджета в связи со снижением налогов до российского уровня вообще не обсуждался, поскольку снижение налогов - «это внутреннее дело Беларуси, и непонятно, почему Россия должна компенсировать республике потери ее бюджета, если такое снижение произойдет». Блохин также напомнил, что российский бюджет и без того понесет потери в связи с переходом на новый принцип взимания НДС.

Комментируя официальную реакцию из Беларуси на действующий газовый контракт, посол отметил, что в нем соблюдено основное условие белорусской стороны - «сохранение в 2005г. уровня цен 2004г.», а потому «несколько непонятна постановка вопроса» о том, что «Газпром» вынудил Беларусь подписать контракт по $46,68 за 1 тыс. куб. м.

Идею ликвидации таможенных постов Блохин не комментировал. Зато в Москве, на пресс-конференции, посвященной вопросам развития российско-белорусского товарооборота, об этом высказался вице-премьер Василий Долголев, успокоивший деловые круги тем, что «восстановления таможенной границы между Беларусью и Россией не будет». Таков был ответ полномочного представителя президента Беларуси в России на «кривотолки» в СМИ. Однако точные планы Кремля даже проницательному Долголеву вряд ли известны.

Президентскому посланнику стоило бы внимательнее отнестись к информации, сообщенной некоторыми российскими, а не белорусскими изданиями. «Российские вести» проинформировали своих читателей о том, что неудачный опыт последних десяти лет вынуждает Кремль внести коррективы в характер внешнеполитических взаимоотношений со странами СНГ. Вместо эксплуатации темы нерушимого братства и использования формальных и неформальных дотаций предлагается перевести отношения «в русло цивилизованных экономических обязательств», перейти на рыночные цены по всем межгосударственным контрактам купли-продажи и «рассмотреть варианты восстановления границы России с республиками СНГ».

Очевидно, это не пустые слова. Последние годы белорусско-российских взаимоотношений могут служить отличным примером взаимной коммерциализации некогда братских уз. Похоже, и в России уже не верят в реальность плана введения российского рубля с 1 января 2006г., рассматривая лишь гипотетическую возможность валютного союза в контексте формирования ЕЭП и ЕврАзЭС.

В то же время планы по формированию новых экономических союзов ничуть не мешают России восстанавливать и строго оформлять границы между участниками как ЕЭП, так и ЕврАзЭС. Пример тому - состоявшаяся недавно делимитация границ России с Казахстаном. На очереди - демаркация границ.

Надо признать, что страны СНГ - хоть и ближнее, но зарубежье, вынуждающее российских граждан пользоваться заграничным, а не внутренним паспортом. Приятным исключением из этого правила является не союзная Беларусь (с президентом Лукашенко во главе), а Украина (во главе с президентом Ющенко), где российские граждане по внутреннему паспорту могут пребывать без регистрации в органах внутренних дел не три дня, а целый квартал. И вряд ли нужно спорить о том, что объединяет граждан двух стран больше: динамично развивающийся межгосударственный товарооборот в российско-белорусском варианте или возможность беспрепятственного пересечения границы и свободного пребывания в сопредельной стране в российско-украинском исполнении.

Ответ на этот вопрос давно уже дал Евросоюз, где успешно достигнуты обе цели. В ЕС из единого котла компенсируется не утрата отдельно взятого суверенитета и самобытной национальной социально-экономической модели, а выборочно дотируются целевые программы менее богатых стран в целях их ускоренного продвижения к общеевропейским стандартам. По таким законам живет единая европейская семья, куда только граждане Беларуси, «страдающие от авторитарного режима», если верить новому председателю ПАСЕ Рене ван дер Линдену, «пока не могут влиться».

Впрочем, те же причины мешают Беларуси воссоединиться как с российской семьей народов, так и с российским бюджетом, вынуждая по-крохоборски довольствоваться разовыми компенсациями.
Добавить комментарий
Проверочный код