Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№3 (471) 24 января 2005 г. Арт

В ОЖИДАНИИ В.Р.

24.01.2005
Дмитрий ДОНСКОЙ

№ 3 [471] от 24.01.05 - Осознав всю отчаянность ситуации, сложившейся в белорусском театре, журнал «Мастацтва» и газета «Культура» в начале года решили провести широкомасштабный круглый стол. Впервые за много лет авторитетные театралы собрались вместе, чтобы в неформальной атмосфере обсудить с первым замминистра культуры Владимиром Рылатко насущные проблемы белорусского театрального искусства.

ДЕВОЧКИ - МНОГОКРАТНО, ЗАММИНИСТРА - НИ РАЗУ

Собрание проходило на малой сцене Театра им. Горького и по атмосфере слегка напоминало подпольную сходку интеллигенции периода застоя. В самом начале ведущий Андрей Гончаров сообщил, что на круглый стол приглашены люди, которые «во многом определяют лицо современного белорусского театра»: худруки всех трех национальных театров Беларуси Раевский, Луценко и Барковский, авторитетные критики Орлова, Громыко, Комонова, продюсер и худрук СХТ Ушаков, молодые режиссеры Щербань, Лашитский, Адамчиков, драматурги Попова, Курейчик и другие театральные деятели.

Собрание началось с зачитывания Гончаровым тезисов одного молодого режиссера (театр «исчерпал себя как социальное явление и стал не нужен обществу», он «похож на гнилой зуб, который следует удалить») и предложения на сей счет подискутировать. На правах хозяина слово взял худрук театра им. Горького Борис Луценко. Посетовав на лживость журналистов и критиков, Луценко заверил публику, что конкретно его театр процветает, а в качестве доказательства привел апокрифическую историю о неких «девочках», многократно посетивших его спектакль «Извещение Марии». Поступок девочек настолько поразил режиссера, что он даже поручил завлиту взять у них интервью. Закончил свою речь Луценко пассажем о том, как государство заботится о молодых режиссерах, проводя раз в два года специальный конкурс.

К концу выступления худрука в зал с загадочной улыбкой зашел директор театра им. Горького Эдуард Герасимович и после эффектно выдержанной театральной паузы произнес: «Рылатко не придет!» Кто-то начал возмущаться, кто-то - хохмить, но для наиболее опытных театралов это не стало неожиданностью: после этих слов о Минкульте заговорили плохо или очень плохо.

Из слов присутствующих следовало, что Минкульт - самая беспомощная организация в Беларуси, что цензура в Беларуси очень жесткая, из-за чего многие пьесы поставить невозможно, что если лет двадцать назад чиновники спектакли разрешали или запрещали, но хоть как-то «болели» за происходящее в театре, то нынешние аппаратчики от культуры на любые инициативы чаще всего отвечают «нет».

БЕЗ ДЕКОРАЦИЙ

Далее пошел разбор собственно театральных проблем. Большинство присутствующих сошлись в том, что состояние белорусского театра в творческом плане неудовлетворительное. Нормальный зритель перестал ходить в театр, залы заполняет публика, которой безразлично, что показывают. Общий уровень репертуара снизился, театры все дальше и дальше отходят от современных международных стандартов.

Причины? Свирепствующая цензура (причем на уровне самих театров, худруки которых боятся за кресла), из-за которой по-настоящему рискованную и злободневную драматургию поставить невозможно. Первобытное состояние в сфере авторских прав, царящее при молчаливом одобрении Минкульта и управлений культуры исполкомов (учредителей театров и по совместительству госорганов, отвечающих за законность в этой сфере): большинство переводных пьес - краденые, в большинстве спектаклей пиратски используется музыка. В условиях правовой анархии сами театры стараются вообще не иметь никаких договоров с авторами, не платить им гонораров. В итоге доля отечественной драматургии снизилась до «черты вымирания».

Говорили и об элементарной бесхозяйственности, которую допускают худруки: малые сцены месяцами простаивают без репетиций и спектаклей, а десятки молодых режиссеров не могут найти место для постановок. При этом худруки тратят безумные деньги на свои собственные фантазии, причем отнюдь не всегда удачные. Критик Татьяна Орлова разумно заметила, что лет двадцать назад Раевскому, например, не разрешили бы потратить такие деньги на «Эрика XIV» Стриндберга, а сделали бы на них пять спектаклей, из которых как минимум один был бы поставлен молодым режиссером по белорусской пьесе. В результате безумных и эгоистичных трат количество премьер в театрах мизерное, а сцены простаивают.

Выступление Орловой вышло самым точным по сути. Для начала она припомнила, что и Раевский, и Луценко очень молодыми сели в кресла худруков по протекции Андрея Макаёнка. В те времена они отличались свободомыслием, оппозиционностью и даже диссидентством. Но мэтры растеряли бунтарский пыл и стали реальным препятствием на пути молодых. Она призвала старшее поколение признать, что молодежь они все-таки зажимают. Впрочем, и молодежи досталось за самораскрутку, эгоизм, нежелание помогать друг другу и сотрудничать. Главную же проблему Орлова видит в том, что реально никто не представляет себе картину белорусского театра в целом, так как в последние годы в Беларуси просто отсутствует комплексная экспертиза театрального рынка как критиками, так и самими театралами.

Режиссеры не остались в долгу и отметили беззубость и слабость критики. Многие выступающие больше говорили о себе и своих личных достижениях, чем о поставленных проблемах, сетуя то на равнодушие коллег, то на интриги, хвастаясь довольно сомнительными достижениями и вызывая тем самым саркастические ухмылки и едкие замечания остальных участников дискуссии.

ШПАРГАЛКА ДЛЯ МИНКУЛЬТА

Если из сумбурной дискуссии вычленить главное, то получится простая шпаргалка для Минкульта на 2005 год: навести порядок в сфере авторских прав на пьесы и музыку, заставить худруков активнее привлекать молодежь на простаивающие малые сцены театров, не заниматься цензурой, настоять на минимальных 50% белорусской драматургии в репертуарах (по той же схеме, что и в радиоэфире), не допускать гигантоманских проектов и честнее делить скудный театральный бюджет, дать возможность критикам сделать комплексный анализ происходящего в театре и по результатам принять наконец кадровые решения, заставить директоров в обязательном порядке нанимать худруков или главных режиссеров. Ну и, конечно, хоть это из разряда грез, по возможности облегчить жизнь негосударственным театральным инициативам.

Сам факт проведения круглого стола - сигнал, несомненно, положительный. Но огромное количество высказанных идей вряд ли будет иметь хоть какие-то практические последствия. В результате главной темой дискуссии и одновременно основным и единственным выводом из всего сказанного можно считать реплику Герасимовича: «Рылатко не придет». В самом деле, что, у него дел больше нету?
Добавить комментарий
Проверочный код