Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№2 (470) 17 января 2005 г. Тема недели

НЕ ПОТЕКУТ кредиты из-за чужеземных рейтингов

17.01.2005
Сергей ЖБАНОВ

№ 2 [470] от 17.01.05 - На минувшей неделе президент подверг сомнению необходимость интенсификации работ по получению суверенного кредитного рейтинга (СКР), являющихся ключевым элементом совместного плана действий Нацбанка и правительства по достижению важнейших параметров прогноза республики в 2005г.

Еще в 2001г. правительство и Нацбанк предприняли первые попытки по присвоению республике суверенного кредитного рейтинга. Прошло почти четыре года, но итогом всех трудов стал не рейтинг и доступ страны к относительно дешевым валютным ресурсам мирового рынка, а совещание у президента о целесообразности форсирования данного вида работы.

Александр Лукашенко постарался придать этому сугубо экономическому вопросу максимум политической и идеологической окраски. В этих отраслях знаний президент - большой профессионал. Со свойственной ему интуицией он сумел разглядеть в проблеме лазейку для возможных происков заокеанских недругов.

«Интерфакс» дословно воспроизвел президентские подозрения: «Где гарантия, что эти рейтинговые компании не зависят от правительства США?» Белорусский президент успел побывать в Соединенных Штатах и знает не понаслышке: «Там все зависит от американского правительства и все подчинено интересам США». С этим у Лукашенко полная ясность: «Притащим сюда так называемых экспертов, которые будут таскаться по стране, изучая ситуацию, и повезут информацию в США». Деньги заплатим, а капиталовложения в нашу страну все равно «не потекут».

К тому же, Лукашенко уже сейчас не устраивает сопоставление Беларуси с Молдовой. Президент без помощи всяких рейтинговых агентств знает, что «мы должны по сравнению с ними иметь очень солидный рейтинг. Но мне говорят, что нам дадут такой же рейтинг - на их уровне, а со временем будут еще дергать за эту ниточку и грозить рейтингом на уровне дефолта».

В общем, без гарантий высокого рейтинга глава государства не готов оплачивать контакты с международными агентствами. Потому он призвал правительство в очередной раз опереться на собственные силы: «Все равно нам деньги просто так никто не даст».

Тормозя инициативу по скорейшему получению рейтинга, президент продемонстрировал явное непонимание побудительных мотивов разработки плана совместных действий по достижению важнейших параметров прогноза республики в 2005г. В отличие от правительства и Нацбанка он не видит проблемы ни с инновационными инвестициями, ни с финансовыми ресурсами для развития экономики: «Даже если мы не будем иметь этого кредитного рейтинга, а экономика будет нормально развиваться, то нам и так дадут кредиты, а государству и правительству эти кредиты не нужны».

Между тем в банковской системе дефицит валютной ликвидности не рассосался сам по себе. С началом года появились даже новые ограничения на получение населением потребительских кредитов в валюте. Например, теперь при получении валютного кредита на покупку машины нужно быть готовым к тому, что получать новое авто покупатель будет за рубежом: в Вильнюсе, Варшаве и т.д. Если же покупатель хочет получить машину в Минске, ему вместо валютного кредита предложат только рублевый на заметно менее выгодных условиях.

А предприятия, «которым и так дадут кредиты», из-за отсутствия кредитного рейтинга страны если и имеют шансы на кредитование за рубежом, то по спекулятивной ставке свыше 12% годовых. Подобным образом кредиторы страхуют свое стремление получить дополнительную прибыль и покрыть политический риск бизнеса в республике - риск, о котором ее президент даже не догадывается.

К концу года из-за повышения учетной ставки ФРС США кредиты станут дороже еще на 1,5-2%. И тогда единственное, что сможет гарантировать Нацбанк президенту, это не высокий суверенный рейтинг и льготные кредиты, а дорогие даже для флагманов индустрии американские деньги. В этой очевидной ситуации и правительственные кредиты из России будут стоить не меньше 4,5-5%.

Цикл дорогих денег продлится не менее четырех лет, и этого времени должно хватить для избавления мудрого руководства от дремучих идеологических заблуждений, пока оплачиваемых белорусскими предприятиями.
Добавить комментарий
Проверочный код