Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
Аналитика, цены, новости рынка. Откатные ворота комплектующие
zavod-vorot.ru
№2 (470) 17 января 2005 г. Тема недели

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ НА 2005Г.

17.01.2005
Отдел экономики

В начале года «Белорусская газета» обратилась к экономическим аналитикам с просьбой ответить на следующие вопросы.

1. В какой степени будет выполнен социально-экономический прогноз на 2001-2005гг., утвержденный Всебелорусским собранием?

2. Не пройдет ли этот год под знаком принципа взимания НДС по стране назначения и, как следствие, воссоздания белорусско-российской таможенной границы, резкого роста инфляции и падения экспорта в Россию?

3. Не спровоцирует ли правительственная программа импортозамещения дефицит импортных товаров или значительное их подорожание?

4. Сохранится ли к концу года привлекательность депозитов в белорусских рублях по сравнению с валютными?

5. Получит ли наконец Беларусь страновой инвестиционный рейтинг?

6. Возрастет ли стоимость жилищно-коммунальных услуг для населения более чем на $4-5 за год?

7. Выполнит ли правительство обещание обеспечить к концу года среднюю зарплату в бюджетной сфере в эквиваленте $250?

Валерий ДАШКЕВИЧ, независимый эксперт

1.
Утверждение прогнозов в качестве обязательных плановых величин - явление, которое приносит белорусской экономике огромный вред. Стремление их выполнить любой ценой крайне вредно для нормального экономического развития.

2. Переход на взимание НДС по стране назначения означает, что Беларусь выведена за пределы российского экономического пространства как страна, экономика которой пользовалась на нем значительными льготами. Учитывая, что на Россию приходится 45-48% белорусского экспорта и не менее 65-67% импорта, переход на взимание НДС по стране назначения вызовет, во-первых, ценовой шок в первые три-четыре месяца 2005г., поскольку при нынешнем уровне инфляции в России (11,7% за 2004г.) и не менее 14% в Беларуси, никто не будет понижать контрактные цены на величину НДС в стране происхождения; во-вторых, в силу ухудшения по этой причине конкурентоспособности возможно сокращение темпов прироста экспортно-импортных сделок. Таможенная граница, особенно с российской стороны, никогда не снималась, хотя формально она существовала в качестве места учета ввозимых товаров. Ее фактическое восстановление - вопрос техники. Беларусь тоже будет вынуждена ее восстановить уже в ближайшие месяцы.

3. Программа импортозамещения существует давно, но до последнего времени страна не имела возможности запустить ее на полную мощность, т.е. не была готова заменить отечественными товарами и услугами аналогичной продукции иностранного производства. По мере завершения «восстановительного» периода в экономике, который неизбежно характеризуется падением темпов экономического роста, правительство может более активно прибегнуть к импортозамещению. Дефицита импортных товаров скорее всего не будет: пока население и теневой бизнес имеют возможность посещать иностранные рынки, они восполнят любой дефицит. Цены же могут вырасти значительно - пропорционально ограничениям на импорт и жесткости их соблюдения. Еще одним косвенным следствием может стать увеличение числа убыточных предприятий, которые в рамках этой программы обяжут расширять или осваивать производство какой-то продукции на допотопной технике и по дедовским технологиям. Думается, правительство все же не решится на серьезную реализацию программы импортозамещения и ограничится словесной риторикой.

4. В 2005г. Нацбанк планирует использовать обменный курс белорусского рубля к доллару и российскому рублю в качестве антиинфляционного якоря, следовательно, он будет оставаться относительно стабильным. Ресурсы для этого пока есть. Нацбанк также не рискнет отказаться от положительной ставки процента по отношению к инфляции, хотя в отдельные месяцы, особенно в первой половине т.г., она может оказаться отрицательной. Но быстрого снижения ставки рефинансирования не произойдет, а ставки по срочным рублевым депозитам будут оставаться на ее уровне плюс-минус 1-2%. Реальная доходность рублевых сбережений будет оставаться выше доходности валютных, но незначительно - не более 3-4% в годовом исчислении.

5. В обозримом будущем Беларусь может получить только спекулятивный страновой рейтинг на уровне не выше ССС+ или Саа, поскольку ее фундаментальные экономические основы не соответствуют рыночным стандартам. Следовательно, ее обязательства по займам не могут быть надежно обеспечены. С таким кредитным рейтингом на мировом финансовом рынке делать нечего. Но поскольку намерений проводить системные рыночные реформы у руководства не видно, оно может вообще отказаться от намерения получить рейтинги, закрыв тем самым путь на мировые финансовые рынки и для частного бизнеса.

6. Руководитель любого ранга, посягнувший на нарушение президентского распоряжения, может оказаться в неудобном для проживания месте. 2005-06гг. станут весьма любопытными с точки зрения экономического анализа, поскольку предстоит нарастание противоречий между социальной и экономической эффективностью народнохозяйственного комплекса страны.

7. Скорее всего, да. Даже если численность убыточных предприятий в стране превысит 50%. Единственное непреодолимое препятствие - значительный рост котировок доллара по отношению к основным валютам, включая российский рубль. В этом случае Нацбанк будет вынужден понизить и свой рубль по отношению к доллару сверх планируемых темпов, чтобы окончательно не загубить экспорт. Соответственно, станет весьма проблематичным 250-долларовый эквивалент средней зарплаты. Но у правительства в этом случае будет хороший аргумент в оправдание.

Леонид ЗАИКО, директор центра «Стратегия»

1.
Главная черта экономической политики последних лет - политизация доходов. Именно в долларах нелюбимой Америки планируется вся национальная стратегия развития. Достижение показателя в $250 средней зарплаты является реализацией мифа об эффективной экономической политике. Этот миф будет успешно претворен в жизнь. Вопрос в качестве всей социальной и экономической политики. Мы опять превращаемся в общество равных и неактивных людей.

2. Лучше бы вообще оставить этот налог истории и ЕС. Мы попали в западню налоговых парадигм Европы и при всей нелюбви к Западу взяли у него весьма неэффективные методы фискальной политики. Неприятности с НДС будут не у всех и не каждый день, но будут. Это неизбежно, если мы хотим конкурировать и осваивать интеграционные «поля». Для правительства особых проблем не будет, переносить трудности придется бизнесу и госпредприятиям. Границу воссоздавать не будем, инфляция резко расти не будет, а падение экспорта в Россию будет зависеть в первую очередь от цен на нефть, но не от НДС.

3. Страсть к импортозамещению проявляется в тех странах, где правительственная элита живет хорошо, а народ плохо. Тяга поменять иностранного производителя на своего скрывает неумение создать конкурентную экономику. Ничего хорошего из этого не получится, будем покупать необходимые и качественные товары в России или Литве.

4. Этой привлекательности нет уже сейчас, а к концу года она будет только у руководителей страны. И только в интервью. Лидеры всех стран с ограниченным рынком хранят свои сбережения только в валюте, в долларах. Даже не в евро. Девиации доллара верно стимулируют наши чувства и показывают, что при отсутствии возможности инвестиций население превращается в кисель. В Беларуси ежемесячно сберегается $270 млн., но вложить их некуда - это самое страшное, что сделала номенклатура с нашими людьми.

5. Его и получать нечего. Заплатите $200-300 тыс., и вам его «нарисуют». Можно было бы самим себе поставить такой рейтинг, создав собственное независимое рейтинговое агентство. И выставлять оценки всем, кому пожелаем: США, Кубе, Занзибару.

6. Должны возрасти, и это будет экономически оправдано. За газ собственники домов и квартир платят почти по $80 за тыс. куб. Так, что $3-5 - фикция. Самое страшное - то, что будет с пенсионерами, которым торжественно провели газ. Вспомнят слова Чубайса: «Газ надо продавать на Запад, а самим топить углем».

7. Если это правительство не выполнит, то это сделает другое правительство. Что за торжество рынка - $250 в месяц? Или в новом столетии это феноменальное достижение?

Иван ИВАНОВ, глава представительства Международ-ной финан-совой корпо-рации в РБ

1.
На 100% по всем количественным параметрам. Что нас беспокоит в социально-экономической программе правительства, так это приоритеты и подходы. Акцент должен быть не на социальной составляющей, а на повышении эффективности производства. Мировая практика показывает, что лучший способ повышения эффективности экономики и увеличения национального благосостояния - развитие динамичного и конкурентоспособного частного сектора.

2. Большая часть года пройдет под знаком выяснения, как ввозить, зачитывать, подтверждать и т.д. НДС. Правительство утверждает, что рабочий механизм выстроен. А бизнес этого не видит. Отсутствие рабочего механизма взимания НДС может привести к росту налоговой нагрузки на производителей, торгующих с Россией, и потере конкурентоспособного экспорта.

3. Единственная эффективная программа импортозамещения - создание деловой среды, более благоприятной, чем в странах происхождения импортных товаров. Учитывая открытость белорусской экономики, емкость внутреннего рынка, международные интеграционные процессы, на 100% заместить импортные товары белорусскими невозможно. Энергия правительства должна быть направлена на повышение эффективности промышленной политики Беларуси.

4. Доходность по этим депозитам будет выше, чем по валютным. Если правительству и Нацбанку удастся снизить инфляцию и серьезно увеличить золото-валютные резервы, то доверие к национальной валюте возрастет.

5. Динамика прямых иностранных инвестиций пока не позволяет утверждать, что Беларусь активно движется в сторону привлекательного инвестиционного рейтинга.

6. Да, если так было заявлено правительством.

7. Да, это не вызывает сомнений.

Михаил КОВАЛЕВ, декан эко-нмического факультета БГУ

1.
В целом будет выполнен.

2. Изменение порядка взимания НДС показало, что, когда имеешь дело с Россией, не все получается, как на бумаге. Выясняется, что многие российские поставщики и ранее своему бюджету НДС не платили (чаще всего с помощью хитроумных вексельных схем). В 2005г. в Беларуси НДС точно придется платить, а вот кто вернет небольшой фирме в Северной Осетии за бумажку живые деньги - весьма спорный вопрос. Видимо, подорожает не только газ. Как быстро найдутся «умельцы», которые нигде не будут платить НДС, будет зависеть от качества нормативной базы и профессионализма контролирующих органов. Не исключено, что в России найдутся асы, которые будут экспортировать в Беларусь виртуальные услуги и получать с них НДС настоящими деньгами. Падения экспорта в Россию не произойдет. Инфляция незначительно превысит запланированный уровень.

3. Дефицита импорта не будет, импортозамещение вряд ли его потеснит. Дальше дорожать импорту невозможно, и разумная конкурентная политика могла бы, наоборот, цены на отдельные импортные товары снизить.

4. Нацбанк опасается снижать ставку рефинансирования и держит ее на высоком уровне в 17 %, обеспечивая 13-15% долларовой доходности рублевых депозитов при практически фиксированном курсе доллара. Смело переводите по крайней мере половину долларов в рубли, а от второй половины треть - в евро и еще треть - в российские рубли.

5. Какой попало страновой рейтинг Беларуси не нужен. Многие банки, гордо заявив о рейтинге Ссс, забывают расшифровать, что это означает. Важнее составить план мероприятий и провести масштабную кампанию по улучшению инвестиционного имиджа Беларуси в мире и только потом просить рейтинг.

6. Вырастет больше.

7. К концу года зарплата в бюджетной сфере составит в основном $250.
Добавить комментарий
Проверочный код