Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№2 (470) 17 января 2005 г. Тема недели

ГАДАНИЕ НА КОФЕЙНОЙ ГУЩЕ

17.01.2005
Ярослав РОМАНЧУК

В начале каждого года в экономических кругах страны традиционно прогнозируют ключевые события года. Такой парад нострадамусов от экономики, разумеется, далек от научных прогнозов, но любопытен тем, что демонстрирует настроения и ощущения экспертов, просвещенных белорусской статистикой и знанием делового климата. Прогнозы на год сдобрены спекуляциями на мировые темы: «цена нефти», «курс доллара» и «ставка рефинансирования в США и ЕС». Присутствуют и российские переменные: «даст или не даст Минфин РФ новые кредиты Беларуси», «продолжит ли правительство России протекционизм в отношении белорусских товаров». С математической точностью можно описать несколько миллионов вариантов развития событий, но жизнь всегда богаче прогнозов.

ВВП ЛЮБЫМ ПУТЕМ

Повторить показатели 2004г. в ближайшие 5 лет Беларуси едва ли удастся. У властей разыгрался аппетит: в 2005г. они собираются еще больше увеличить роль государства в экономике. В жертву росту принесено качество. Приведем лишь два примера. Первый: строительство в Барановичах детской больницы. Несколько лет шло интенсивное финансирование объекта из бюджета. Вдруг правительство посчитало, что строительство не имеет смысла. Принято решение объект ликвидировать. Но стройка уже дала нужные валовые показатели: даже разрушение каркаса здания ускорит рост ВВП.

Второй пример: импорт лука в 2004г. В конце лета Гомельская область решила помочь стране с луком. Близкие к облисполкому структуры закупили его в Голландии, но решили сразу не продавать, а подождать роста цен. Подождали до начала зимы - половина лука сгнила. Чтобы обеспечить продажу остального, Совмин 29.12.2004г. принимает постановление N1663 об увеличении пошлины на репчатый лук с 10% до 100%. Защита отечественного товаропроизводителя на 3 месяца. За счет потребителя. Но вал обеспечен, торговый оборот со странами ЕС вырос. На бумаге - полный порядок. Таких случаев в 2005г. будет гораздо больше.

Растущий протекционизм, монополизация госзакупок, подкрепленная мягкой монетарной политикой и необходимостью застраховать риски от нового порядка уплаты НДС с Россией с высокой вероятностью приведут к росту цен на продовольственные и промышленные товары. Производители и импортеры обязательно включат в цену товара или услуги затребованную властями 250-долларовую зарплату.

Это будет год гораздо более жесткой борьбы Нацбанка с Совмином. Ведомство Петра Прокоповича поставило нереальную задачу добиться снижения инфляции до 10%. Структура же Сергея Сидорского будет требовать помощи для госбанков - как в виде увеличения взносов централизованных ресурсов в уставные фонды, так и через удешевление кредитов.

ФИНАНСЫ ПОД НАПРЯЖЕНИЕМ

Выполнение административного приказа повысить зарплату, нарастить объемы производства, реализовать план по экспорту, особенно при новом режиме уплаты НДС, окажется явно не под силу многим предприятиям. Возвращать кредиты станет труднее, но острый дефицит оборотных средств заставит предприятия идти в те же банки и просить новых кредитов на зарплату, закупку сырья и комплектующих, обслуживание старых долгов. Строительство финансовой пирамиды продолжится. Расчет власти прост: сделать все, чтобы население не забирало деньги с депозитов, в первую очередь из «Беларусбанка». Потом эти деньги плюс бюджетные ресурсы «канализируются» в 400-500 избранных предприятиях, формирующих 80-85% ВВП страны.

Финансовых проблем у реального сектора станет больше. Если в благополучном 2004г. просроченная задолженность по кредитам банков и займам выросла на 31,9% (на 01.11.2004г. - 330,5 млрд. рублей) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, то при усилении отвлечения оборотных средств на уплату налогов и зарплату этот показатель возрастет. Увеличатся остатки долгов по выданным кредитам: только за 10 месяцев 2004г. они выросли на 54,6% (на 01.11.2004г. - 8,63 трлн. рублей).

Напряжение в финансовую систему государства, несомненно, внесут попытки учесть требования президента дополнительно изыскать на социальные программы $1 млрд. и довести поддержку сельского хозяйства до $5 млрд., сохранив объем инвестиций в другие отрасли. Поскольку в 2005г. иностранные инвестиции Беларуси не грозят, внутренние источники находятся на пределе, а Россия едва ли будет кредитовать нашу страну на прежних условиях, то либо власти «пролетят» с выполнением прогнозных показателей, либо предприятия и банки затянут пояса до состояния обморока.

ПОЛЯРИЗАЦИЯ ДОХОДОВ

В 2005г. в стране интенсифицируется процесс поляризации доходов и имущественного расслоения населения. Речь идет не только о топ-менеджерах крупных предприятий или о руководителях полугосударственных структур под крышами министерств, концернов, обл- и горисполкомов. Месячные доходы этих людей давно превышают $2-3 тыс. При этом им далеко до авторитетов белорусского госбизнеса, что наглядно продемонстрировали уголовные дела бывшего председателя НГТРК Егора Рыбакова и экс-управделами президента Галины Журавковой.

На этом полюсе белорусской модели бюрократического социализма находятся те социальные категории, которые призваны обеспечивать ее политическую, правовую, административную стабильность и физическую безопасность. Уже сегодня существуют зарплаты судей в $500-1000 в месяц плюс реальная помощь по решению квартирных вопросов. Месячные доходы (зарплата, премиальные, надбавки и премии) среднего милиционера, омоновца, офицера, контролера, сотрудника МЧС или прокурора - в пределах $400-600. Не обижены работники исполкомов и члены избиркомов. В этой же группе - таможенники, регистрирующие, сертифицирующие и лицензирующие органы. Их среднемесячные доходы - $300-500 плюс возможности получения дополнительного дохода, в т.ч. в негосударственной экономике.

До тех пор пока эти категории населения чувствуют себя «белой костью», социально-экономическая модель будет работать стабильно, несмотря на периодические «посадки» директоров или чиновников.

На противоположном имущественном полюсе - пенсионеры, крестьяне, учителя, врачи, работники культуры и рабочие непривилегированных предприятий. Ныне в Беларуси около 2 млн. человек находится за чертой минимального прожиточного минимума, в зоне риска - минимум 800 тыс. При неизбежном росте цен, сужении бюджетного пирога и сокращении потребления эта цифра может увеличиться. Рост месячных доходов этих граждан будет отставать от роста расходов на поддержание нормального уровня жизни. В последние 7 лет разница между потреблением пенсионеров и среднего домашнего хозяйства увеличилась. В нынешнем году эта тенденция усилится.

Несмотря на радужную статистику доходов, в Беларуси растет социальное напряжение между бедными и богатыми, потому что у нас в большинстве случаев богатство - это признак лояльности к власти. К концу года общество станет менее стабильным, более фрагментированным и злым. А это уже совсем иные условия для подготовки к проведению президентских выборов, чем в 2001г.

ЧТО НЕ УГАДАЛИ

Некоторые прогнозы «Белорусской газеты» на 2004г. (см. N1 за 12.01.2004г.) не сбылись. Может быть, потому, что делались они с опорой на объективную статистику, а не на идеологизированные показатели. Так или иначе, но в экономическом плане год оказался лучшим в новейшей истории Беларуси.

«Белорусская газета» предполагала, что приватизация госсобственности так и не стартует, но реальность оказалась еще жестче. Ускорились темпы национализации и передачи под контроль государства целого ряда АО.

Мы предполагали, что налоговая нагрузка не снизится, а она еще и усилилась, а с ней и объем ресурсов, израсходованных государством. Консолидированный бюджет со всеми внебюджетными фондами превысил 50% ВВП.

Мы прогнозировали, что запасы готовой продукции увеличатся до 1,5 трлн. рублей, а на самом деле они приблизились к 2 трлн. (на 01.12.2004г. - 1,8 трлн. рублей). Аналогичная ситуация по объему чистого убытка реального сектора. Мы рассчитывали, что они превысят 500 млрд., в реальности оказалось около 800 млрд. рублей.

Принцип регистрации бизнеса в одном окне так и не был реализован, деловой климат в целом еще более ухудшился. В конце 2004г. об этом заговорил даже сам президент, объявивший на 11-м году правления войну взращенной собственными руками бюрократии.

Вопреки нашим ожиданиям, ВВП вырос более чем на 10%. Безработица снизилась до 2,1%. Государственные сельхозпредприятия вышли на рентабельность 8,3% за 10 месяцев. Ожидания падения цен на нефть не оправдались, что поставило крест на нашем прогнозе по динамике внешней торговли. Прогнозируя падение темпов роста экспорта и импорта, мы столкнулись с увеличением за 10 месяцев экспорта на 37,9%, импорта - на 36,5% по сравнению с аналогичным периодом 2003г. Такой внешнеэкономической прыти не ожидал никто.
Добавить комментарий
Проверочный код