Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Продолжатся ли в стране «Марши рассерженных белорусов»?
президент отменит декрет N3 и снимет напряжение в обществе
марши захватят новые города
марши «тунеядцев» перерастут в регулярные уличные протесты
граждане заплатят налог и успокоятся
размер налога на «тунеядцев» увеличат до 50 б.в.
№2 (470) 17 января 2005 г. События. Оценки

«НА НЕДЕЛЬКУ», ДО ВТОРОГО

17.01.2005
Марина ГУЛЯЕВА

На минувшей неделе в Минске открылся магазин нового для Беларуси формата организации розничной торговли - дискаунтер «На недельку». Первый белорусский дискаунтер (англ. discount - скидка) - это 2,2 тыс. кв. м площади, бесплатная стоянка, около 5 тыс. наименований товаров и сниженные на 10-15% цены.

Директор «На недельку» Игорь Ладоха заявляет, что «предлагая цивилизованную, в отличие от рынка, форму покупки товара по экономичным ценам, мы должны гарантировать нашим потребителям высокое качество продукта и обслуживания». Говорить о нестабильных экономических условиях, в которых существует белорусская торговля вообще и начинает работать первый дискаунтер, не приходится: отечественным торговым предприятиям стабильно ограничивают торговые наценки и определяют квоты по закупке товаров. Как это соотносится с растущей цивилизованностью белорусской торговли, о которой много говорилось на презентации магазина, корреспондент «Белорусской газеты» пыталась выяснить у замминистра торговли Михаила СВЕНТИЦКОГО.

- Минторг неоднократно выступал против ограничения торговых наценок и квотирования товаров. Будут ли перемены в новом году?

- Эти вещи неизбежны на переходном этапе развития экономики от централизованной и административно-командной к рыночной. Постепенно мы будем уходить от этих инструментов управления, уже уходим. Сегодня существует ограничение торговых наценок только на ряд социально значимых товаров, что сказалось на финансовом положении торговли: на начало 2004г. около 47% предприятий отрасли было убыточным, сегодня - в два раза меньше (в нынешнем году перечень социально значимых товаров, торговая наценка на которые сдерживается, увеличился на две позиции: президент потребовал не допустить роста цен на свинину и говядину. - М.Г.)

- В связи с чем в конце минувшего года принято решение о расширении перечня квотируемых продовольственных и непродовольственных товаров?

- Ради поддержки отечественного производителя. Нельзя отдавать на откуп рыночной стихии наши предприятия. У российских производителей были совершенно иные стартовые условия, поэтому сегодня предоставлять равные возможности на нашем рынке белорусскому и российскому товару было бы ошибочным решением.

CПРАВКА «БГ». Концепция дискаунтеров разработана торговой корпорацией Aldi (Германия) в середине прошлого века. Сегодня Aldi является лидером рынка (более 40%), ее дискаунтерная сеть составляет почти 3 тыс. магазинов. Классический дискаунтер - это сетевая система розничной торговли, где в качестве основного механизма обеспечения прибыльности выступает снижение издержек. Оно достигается благодаря оптимизации системы управления, схем закупок и снабжения, организации реализации товара. Инвестиции в интерьер, дизайн и оборудование дискаунтера, как правило, минимальны - за исключением кассовых аппаратов и холодильного оборудования. Уменьшение затратного механизма в дискаунтере не компенсируется за счет качества продуктов и уровня обслуживания. В дискаунтере очень немногочисленный персонал и работа ведется исключительно по принципу самообслуживания. Обычные для супермаркета прилавки в магазине отсутствуют: товар находится в групповой упаковке и размещается на европоддонах. Для нормальной работы дискаунтера недостаточно следовать основным принципам его существования: «Необходимо учитывать, что работа с минимальными наценками требует высочайшего профессионализма и стабильных экономических условий. Малейшие ошибки в управлении или экономические потрясения в стране мгновенно приводят к огромным убыткам» (российский журнал для профессионалов торгового бизнеса «Мое дело. Магазин»).
Добавить комментарий
Проверочный код