Воскресенье, 11 Декабря 2016 г.
Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№2 (470) 17 января 2005 г. Портмоне

DOUBLE CLICK - И СОБИРАЙ ЧЕМОДАНЫ

17.01.2005
Кирилл СПОТЫКОВИЧ

О том, что отечественный турбизнес скорее жив, чем мертв, можно судить не только по нарастающему вниманию к этой отрасли со стороны государственных мужей, но и по тому, что все больше компаний в Беларуси обращаются к прогрессивным технологиям и даже предлагают свои услуги пользователям Интернета.

Трудно анализировать рынок, которого практически нет. В нашей стране Интернет до сих пор не стал реальным сегментом туристического рынка. Компетентные люди сравнивают туристический Байнет с поселковым базаром, где торгуют недожаренными семечками в кульках и бочковыми малосольными огурцами. Тем не менее во всем мире объемы on-line продаж в туризме возрастают с каждым днем.

СПРАВКА «БГ». Согласно данным последнего ежегодного обзора Центра региональных туристических исследований в Дании, on-line продажи туруслуг в Европе выросли на 43% и достигли 11,2 млрд. евро за год. От общего объема туристического рынка этот показатель составляет 5,2% по сравнению с 3,7% в 2002г. По прогнозам Центра, есть вероятность, что рост виртуальных сделок в туризме составит 29%, приблизившись к 14,4 млрд. евро в этом году, а к 2006г. перешагнет рубеж в 20 млрд. евро (+8,5%). Лидером интернет-покупок туруслуг является Великобритания (39% европейского туристического рынка в Сети), на втором месте - Германия (21%).

КАЧЕСТВО И КОЛИЧЕСТВО

Аудитория белорусского Интернета пока не столь велика, но, по некоторым оценкам, приближается к миллиону пользователей. По данным портала TUT.BY, около 30% активных пользователей этого ресурса ежегодно совершают заграничные поездки с деловыми целями либо с целью отдыха. Вполне естественно, что блуждающие во Всемирной паутине и жаждущие путешествий - это потенциальные клиенты туркомпаний.

Со скрипом, но многие представители турбизнеса в последнее время открывают клиентам из сети виртуальные двери своих офисов. Впрочем, если сравнить количество зарегистрированных в МСиТ туркомпаний с числом их интернет-сайтов, то картина выглядит не такой уж и модернистской. В белорусских интернет-каталогах зарегистрировано около 60 сайтов турфирм, примерно половина из которых, судя по всему, были заброшены еще на этапе своего рождения или просто лишены всякого полезного содержания.

Эффективным функционированием могут похвастать от силы 10 ресурсов туркомпаний при полутысяче турагентств. Для абсолютного большинства акул белорусского турбизнеса в схеме работы «телефон-клиент-телефон» не находится места прогрессивным методикам. Не очень много пока в Беларуси и светлых голов, настроенных и готовых на потребление тур-продукта из Сети.

По мнению аналитика-обозревателя портала tio.by Олега Павлова, «даже туристические базы данных, размещенные в белорусском Интернете, по-прежнему очень скудны, а потенциальные клиенты обращаются во Всемирную паутину в большей степени для ознакомления с предлагаемыми товарами и услугами, нежели для их приобретения».

НЕ УЧИТЕ БАБУШЕК ТЕХНИКЕ СЕКСА

Можно пересчитать по пальцам туркомпании, в штате которых имеются профессионалы, занимающиеся корпоративным сайтом, его постоянным обновлением и обработкой поступающей информации, превращая тем самым интернет-ресурс в дееспособный виртуальный офис, помогающий разгрузить менеджеров и повысить объем продаж.

Женщина старой закалки, возглавляющая маленькую туристическую конторку и пожелавшая остаться неназванной, сформулировала свою позицию в этом вопросе так: «Заявки на сайте от клиентов мы не принимаем, но там есть наши контактные телефоны. Свой сайт мы постоянно рекламируем на радио и в газетах». Этот директор советской волны вряд ли представляет себе, что, приглашая на свой сайт по радио и со страниц печатных изданий, он теряет основную часть сетевого сегмента целевой группы. И уже тем более невелик смысл отправки активных интернет-пользователей к «контактным телефонам».

«Продвижение своих услуг в Интернете - это прежде всего ориентация на людей, которые хотят выбрать и купить отдых, сидя перед экраном своего компьютера, - считает руководитель ведущего туристического портала Беларуси Holiday.by Андрей Барашко. - Среди руководителей туристических компаний пока очень мало тех, кто может понять, что уже сегодня Байнет способен охватывать аудиторию, сравнимую с той, на которую рассчитаны традиционные рекламные компании в СМИ». По словам Андрея Барашко, «разовый охват аудитории приблизительно в 220 тыс. человек с помощью рекламы в печатных СМИ обходится туристической компании примерно в 600 у.е., без учета НДС и стоимости изготовления модулей. В то же время суточное размещение рекламных баннеров на семи основных ресурсах белорусского Интернета с охватом 120 тыс. человек, стоит компании немногим более 100 у.е.».

В свое время довелось услышать еще от одного директора небольшой турфирмы: «Надо нам свой сайт сделать, чтобы как у конкурентов было». Довольно оперативно сайт в этой компании создали по образу и подобию сайта конкурентов, воспользовавшись услугами небездарного студента-прогульщика. Сегодня этот сайт, как, кстати, и конкурирующий, предлагает посетителям ознакомиться с прошлогодними предложениями и апрельскими новостями. Попадая на страничку подобных «мертвых» сайтов, испытываешь ощущение, будто перед твоим носом захлопнули дверь офиса и для верности забили ее гвоздями. Естественно, ни о какой отдаче с таким ресурсом мечтать не приходится.

Критических характеристик в адрес туристических сайтов белорусского Интернета не разделяет Александр Жердецкий, администратор web-ресурса smoktravel.com: «По некоторым параметрам мы даже опережаем многие российские и мировые туристические сайты, хотя ситуация на этом рынке развивается стремительно». Информация о том, по каким же таким параметрам бравые и умелые белорусы опережают многие туристические сайты на нашей планете, оказалась «конфиденциальной». Зато на сайте одного авторитетного турагентства первой новостью размещено объявление следующего содержания: «С 21.04 по 09.05.2004г. в центральном офисе открывается ярмарка-продажа путевок летнего сезона 2004г. У вас есть возможность купить туры со значительными скидками!»

КЛИЕНТОВ ДЕРЖАТ «В МЫЛЕ»

Среди потенциальных потребителей реальных туруслуг через виртуальное общение с турфирмой весьма много тех, кто считает себя «потерянными в Интернете клиентами». Как правило, человек, отправляющий заявку через систему заказа тура в Интернете, привык к быстрым электронным ответам. Ожидание ответа в течение суток чаще всего означает для туркомпании потерю этого клиента, а для большинства руководителей белорусских турагентств по-прежнему первичным является «телефонный», а не «электронный» турист. В итоге большое количество белорусов за отдыхом обращаются на сайты российских, а не белорусских компаний.

Свою оценку попыток посредством Интернета привлечь в Беларусь зарубежного туриста корреспонденту «Белорусской газеты» высказал руководитель портала Holiday.by: «Въездной туризм в целом может быть налажен только тогда, когда развивается туризм внутренний. Это относится и к применению интернет-технологий. Трудно рассчитывать на то, что белорусские агентства способны привлечь иностранного туриста, если они пока не в состоянии удовлетворить потребности гораздо менее взыскательного белорусского интернет-пользователя».

Еще одним немаловажным фактором слабого развития турбизнеса в Байнете, по мнению Андрея Барашко, является то, что «ни в Высшей школе туризма БГЭУ, ни на кафедре международного туризма в БГУ не ведется целенаправленной подготовки профессионалов, специализирующихся на использовании в туризме информационных технологий».

Об удобстве и выгоде активного использования в своей работе интернет-технологий рассказала замдиректора компании «Танец ветра» Елена Куликова: «Во-первых, это экономия времени для нас и для клиентов. При работе, например, с российскими операторами при бронировании туров мне как агенту полагается 10% комиссионного вознаграждения, если заявка отправляется традиционно - по факсу, и на 1% больше, если используется Интернет».

К слову, многие крупные московские туроператоры полностью перешли к форме электронного общения со своими агентами и клиентами. В нашей стране до сих пор к числу наиболее прогрессивных способов общения с туркомпаниями относится проверенный поколениями метод «от домашнего телефона к двери офиса на общественном транспорте».

Таблица
Добавить комментарий
Проверочный код