Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
Количество проголосовавших: 79
это эксцесс исполнителя
 2.53%
после информобработки Украины настала очередь РБ
 31.65%
это заказ Кремля
 31.65%
атака СМИ - вымысел оппозиции
 12.66%
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
 7.59%
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
 13.92%
№2 (470) 17 января 2005 г. Экономика

СИГАРЕТЫ ДЛЯ БАБУШКИ

17.01.2005
Марина ГУЛЯЕВА

В конце минувшего года состоялся тендер на поставку импортных табачных изделий, последствия которого, по оценкам заинтересованных министерств и ведомств, обойдутся белорусскому бюджету в 50-60 млрд. рублей потерь.

О том, что будут курить белорусы в наступившем году, корреспонденту «Белорусской газеты» рассказала менеджер по корпоративным связям белорусского представительства мирового лидера по производству табачных изделий British American Tobacco Ольга Климанович.

- Уменьшение объема импортной квоты в 2,4 раза продиктовано здравым, по мнению чиновников «Белгоспищепрома», смыслом. Оно обосновано проектами BAT по контрактному производству на табачной фабрике «Неман» и JTI по выпуску лицензионных сигарет на СП «Табак-инвест»? Или в основе лежит некомпетентность чиновников, а также лоббирование конкретных интересов (в состав тендерной комиссии вошли белорусские производители сигарет)?

- По нашему мнению, снижение квоты в 2005г. произошло из-за неполного понимания некоторыми членами тендерной комиссии ситуации на табачном рынке Беларуси. Несмотря на то, что Минфин, Минэкономики, МНС, Минторг и МВД рекомендовали в 2005г. увеличить квоту до 4 млрд. штук, возобладало мнение, что снижение квоты и перевод части импорта на контрактное и лицензионное производство на местных фабриках дадут толчок к развитию местных производителей, в особенности фабрики «Неман».

Мы считаем, что такая позиция не имеет под собой экономических обоснований, поскольку уверены, что контрактное и лицензионное производство международных марок на местных фабриках к концу 2005г. не достигнет значительных объемов и будет сконцентрировано в основном в среднем ценовом сегменте на уровне 750-870 рублей в розницу. В то же время снижение импортной квоты сократит до минимума импорт таких популярных марок, как Pall Mall, L&M и Winston, что приведет к созданию дефицита и стремительному развитию черного рынка сигарет с российской акцизной маркой. Именно это не приняли во внимание члены тендерной комиссии, настаивающие на уменьшении импортной квоты.

- В недавнем интервью «Интерфаксу» директор табачной фабрики «Неман» Петр Володько заявил о планируемом выпуске «продукции высокого качества». Значит ли это, что помимо сигарет среднего ценового сегмента компания намерена выпускать сигареты более высокого уровня и таким образом решить проблему импорта?

- «Проблема импорта» не может быть решена за один год. По оценкам экономистов, на сегодняшний день сумма прямых и косвенных налогов и сборов, выплачиваемых за 1 млрд. сигарет, ввозимых по импорту, в среднем в три раза превышает аналогичные начисления за 1 млрд. сигарет, произведенных на местных фабриках. Очевидно: импорт гораздо более выгоден для государства.

Поскольку мы считаем «Неман» потенциальным партнером по контрактному производству, мы поддерживаем их планы по разработке дорогих сигарет, в т.ч. на уровне наших марок типа Pall Mall и Lucky Strike. Производство таких сигарет требует безупречной производственной дисциплины и четкой организации технологических процессов, в чем мы также заинтересованы как партнеры.

Однако белорусский табачный рынок относится к типу так называемых «консолидированных» рынков, где ограниченному количеству импортеров удалось закрепить на рынке ограниченное количество марок, которые пользуются популярностью и спросом в торговле и среди потребителей.

Например, в верхнем ценовом сегменте существуют четыре основные марки, у каждой из которых есть свой круг потребителей (Kent, Marlboro, Parliament, Vogue). Точно такая же ситуация и в среднем ценовом сегменте (Pall Mall, L&M, Winston). Каждая марка имеет свои вкусовые и имиджевые характеристики и нашла своего потребителя в своем сегменте.

Запуск новой марки сигарет в любом из этих сегментов требует прежде всего времени, а также дорогостоящих маркетинговых технологий. Поэтому к успеху дорогих марок местных производителей мы относимся с долей скептицизма.

Считаем, что при сложившейся структуре табачного рынка в РБ наибольший успех фабрике могут принести оптимизация портфеля уже существующих марок, а также запуск новых, более качественных, соответствующих международным стандартам, в сегменте 750-870 рублей.

Следует также напомнить, что фабрика является доминирующим поставщиком на территории страны - с долей рынка более 50%.

Что же касается контрактного производства, то ИП «Бритиш Американ Тобакко Трейдинг Компани» планирует его запуск на «Немане» в первом квартале 2005г. Портфель марок, их ценовое позиционирование и объем производства уточняются с концерном «Белгоспище-пром». Предполагается, что основной упор будет сделан на марки в ценовом сегменте от $0,3 до $0,45 в розницу. В результате тестового производства, проведенного в октябре 2004г., подтверждена возможность производства сигарет по спецификации ВАТ на ГТФ «Неман».

Ввиду того, что большая часть нынешнего года уйдет на отработку технических и административных аспектов контрактного производства, ни одна из компаний, вовлеченных в настоящее время в процесс производства международных марок в Беларуси, не сможет наладить сколь-либо значительный выпуск сигарет ценового сегмента от 1300 до 1500 рублей. На наш взгляд, это обстоятельство должно было сыграть ключевую роль в определении объема квоты на импорт табачных изделий на 2005г., которая в идеале должна была бы включать средний ценовой сегмент и в сумме с верхним ценовым сегментом составить минимум 4 млрд. штук сигарет.

- Какими вы видите последствия уменьшения квоты для табачного рынка, с точки зрения удовлетворения интересов потребителей, бюджета, потерь налоговых поступлений, состояния контрабандного рынка?

- Прежде всего мы надеемся, что квота на импорт табачных изделий на год в размере 1,5 млрд. штук не является окончательной. Рассчитываем и на то, что позиция министерств, рекомендовавших увеличение квоты, которая основана на четких экономических выкладках, подтверждающих, что в случае снижения квоты госбюджет потеряет от 50 до 60 млрд. рублей, будет принята во внимание. Это позволит увеличить импортную квоту до размера, соответствующего потребительскому спросу на дорогие сигареты, который сейчас составляет 4-4,5 млрд. штук.

Исходя из выделенной квоты на импорт на рынке образуется вакуум в размере 2,5-3 млрд. штук табачных изделий, который по техническим причинам не сможет быть заполнен продуктами контрактного производства, а также марками местных производителей. При наличии прозрачных границ с Россией данный сегмент будет в основном заполнен сигаретами с российской акцизной маркой, стихийно ввезенными на территорию нашей страны.

Потребитель, за несколько лет уже привыкший к определенным международным маркам сигарет, будет стараться искать выход из ситуации, самым легким из которых окажется обращение к медленно исчезающей привычке покупки сигарет «у бабушек», привозящих товар челночным способом из приграничных российских городов. Подобная практика никак не будет способствовать пополнению госбюджета.

По некоторым предположениям, потери от проникновения на территорию Беларуси сигарет с российской акцизной маркой могут составить до $25 млн.

ВАТ считает, что только взвешенная политика на табачном рынке, сочетающая поддержку местных производителей с гарантированной импортной квотой в верхнем ценовом сегменте (минимум 3 млрд. шт.), позволит в 2005г. сохранить стабильность на рынке и избежать стихийного ввоза сигаретной продукции с российской акцизной маркой. Это обеспечит стабильные поступления средств в госбюджет и возможность для постепенного перевода сигарет среднего ценового сегмента на контрактное производство в будущем году.

- Если не ошибаюсь, в 2001г. головной офис компании едва не принял решение об уходе с белорусского рынка. Каковы оценки ситуации сегодня?

- Действительно, в 2001г., после реорганизации табачного рынка Минторгом, перед компанией стоял вопрос присутствия на белорусском рынке. Учитывая, что BAT считает Беларусь одним из стратегически важных рынков на территории бывшего СССР, было принято решение не только остаться, но и перейти к более активной фазе развития: начать самостоятельный импорт и прямую доставку продукции в розничную сеть.

Хочется верить, что 2005г. не поставит компанию перед таким же выбором: оставаться или уходить с белорусского рынка, поскольку мы надеемся, что существующая квота в нынешнем году будет увеличена до объемов, соответствующих рыночному спросу.

- «В Беларуси существует госрегулирование рынка и, возможно, обоснованное, потому что рынок развивался стихийно и значительная его часть находилась в тени», - говорили вы в интервью нашему изданию в 2002г. Сложившаяся сегодня ситуация закономерна? Насколько она вписывается в «обоснованность» регулирования рынка?

- Государство принимает участие в регулировании рынка табачных изделий, равно как и рынка алкогольных изделий, практически во всех странах Европы. Мы считаем, что меры по упорядочению рынка табачных изделий, предпринятые Минторгом, были оправданы, т.к. позволили вывести табачный рынок из тени, сделать его более цивилизованным и контролируемым, значительно пополнить бюджет. Беларусь стала одной из немногих стран постсоветского пространства, где благодаря государственным мерам почти исчезла торговля поддельными сигаретными изделиями и сигаретами, нелегально ввезенными из-за рубежа.

Это значительно упростило работу международных компаний, продающих в республике свою продукцию. Они стали уделять больше внимания удовлетворению запросов потребителя, а не отслеживанию потенциальных каналов притока нелегальной и контрафактной продукции. Это также способствовало или по крайней мере создало возможности для развития местных производителей, которые вот уже несколько лет работают в нише, специально освобожденной для них госрегулированием: ведь импорт сигарет ограничен как по количеству, так и по ценовому сегменту.

Однако уменьшение импортной квоты может отбросить развитие прозрачного легального рынка табачных изделий на 5-10 лет назад.
Добавить комментарий
Проверочный код