Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что должен сделать глава МВД Игорь Шуневич, чтобы вернуть веру общественности в милицию?
лично пройти испытание на детекторе лжи и опубликовать результаты в СМИ
снять с ОМОНа функции обеспечения правопорядка
инициировать неучастие милиционеров в суде в ранге свидетелей
расформировать ГАИ по украинскому опыту
уволить сотрудников, замешанных в громких скандалах
Шуневича спасёт только отставка
№2 (470) 17 января 2005 г. Экономика

ВХС ОПРОВЕРГАЕТ ВБ

17.01.2005
Константин ФИРСОВ

№ 2 [470] от 17.01.05 - Справедливая критика заставляет ответственных чиновников по-иному взглянуть на свою работу. Необъективные обвинения портят имидж власти, подрывают к ней доверие. Поэтому надо разобраться с претензиями руководства Высшего хозяйственного суда к публикации в нашей газете «Когда левая рука борется с правой» (N49 от 13.12.2004г.) и прояснить позиции сторон.

ФОРМАЛЬНАЯ СТОРОНА

После нашей публикации управление законодательства и международных отношений подготовило председателю ВХС Виктору Каменкову справку по законодательству «Об эффективности судебной системы как гарантии выполнения условий контрактов». Вызывает уважение столь оперативное желание разобраться с сутью проблемы. Напомним, что речь шла об исследовании Всемирного банка (ВБ) «Как делать бизнес-2005», точнее о том его фрагменте, в котором говорилось о времени, необходимом для принуждения к исполнению контракта. Данный фактор расценивается экспертами как один из способов оценки эффективности судебной системы страны.

Специалисты ВХС подробно описывают, как работает судебная система Беларуси, приводят внушительный перечень законодательных актов, которые гарантируют гражданам Беларуси быструю и недискриминационную судебную защиту своих прав (Конституция, декреты, законы, Гражданский кодекс, ХПК, правила биржевой торговли, постановления ВХС и т.д.). В справке делаются ссылки на разные статьи ХПК, которые регламентируют сроки рассмотрения дел в суде и исполнение судебных актов. Из них следует, что судебное дело никак не может рассматриваться 250 дней, как указано в отчете ВБ.

Наконец, в справке приводятся ссылки на порядок оплаты судебных услуг и целый ряд интересных фактов. За 9 месяцев 2004г. в хозяйственные суды страны поступило 33,5 тыс. обращений субъектов хозяйствования и госорганов. Общая сумма заявленных к взысканию требований составила 751,3 млрд. рублей. Суды решили взыскать 512,8 млрд. рублей, 68% от заявленной суммы. Госпошлина, поступившая в республиканский бюджет, составила 15 млрд. рублей. «Следовательно, затраты субъектов хозяйствования по уплате госпошлины составили около 2% заявленной ими суммы», или 3% той, которая была предписана к взысканию. Эта сумма гораздо меньше той, которая указана в отчете ВБ.

Специалисты ВХС справедливо замечают, что при решении споров некорректно облекать ответственностью только суды, потому что судебное разбирательство - лишь часть более продолжительного процесса принуждения к исполнению контракта. Они опираются на четкие законодательные нормы и положения и оперируют фактами, а не мнениями.

ПРАВО НА СВОЮ МЕТОДИКУ И ОЦЕНКИ

Всемирный банк открыто публикует свою методику оценки этого фактора делового климата. Данные получены на основе опросов респондентов и их мнения относительно того, какие процедуры считать судебными. С точки зрения формальной логики и строгих правовых определений, такие вольности являются ошибками. Однако каждая научная, исследовательская организация, каждый ученый имеет право разрабатывать свою методику оценки и сравнения различных параметров делового климата. Он имеет право излагать ее и делать соответствующие выводы. Другие ученые и эксперты вправе критиковать предложенную методику.

Всемирный банк предложил оценивать фактор «принуждение к исполнению контракта» по методике Симеона Дьянкова, Рафаэля ла Порта, Франческо Лопеса де Силанеса и Андрея Шляйфера в монографии «Суды». Данная работа учитывает мнения десятков авторитетных юристов и судей всего мира. Для руководства Всемирного банка она показалась убедительной. Они ее и приняли, причем оставили открытым доступ к методологии.

Публикация ВБ «Как делать бизнес» - не набор эмпирических данных, а сравнения мнений людей. Так просчитывается индекс экономической свободы, индекс оценки рисков кредиторов, индекс конкурентоспособности и многие другие индикаторы, которые в последние годы начали активно использоваться не столько в научной среде, сколько в политических, деловых и медийных кругах. Можно долго спорить по поводу методологии выставления разных показателей, но бизнесмены и политики, инвесторы и юристы все чаще оценивают качество правовых и экономических институтов страны не по статистическим показателям, а как раз по этим индексам. Из них и складывается негативный или позитивный имидж страны.

То, что Беларусь имеет очень плохие оценки по разным факторам делового климата, в т.ч. и по «принуждению к исполнению контрактов», - отнюдь не открытие. Инвесторы, которые хотят узнать побольше о Беларуси, читают публикации Всемирного банка, Economist Intelligence Unit, а не докладные записки уважаемых белорусских юристов. Бизнесмены, которые рассматривают предложения о сотрудничестве с Беларусью, узнают о нас из работ Heritage Foundation, Freedom House или ЕБРР. И ничего хорошего там не находят. После прочтения статей в Economist, Financial Times, российских «Ведомостях» и «Коммерсанте» желающих делать бизнес в Беларуси больше не становится. Вот в чем большая проблема.

Мы можем сколь угодно долго показывать миру наш Гражданский или Хозяйственно-процессуальный кодекс, доказывать демократичность белорусской Конституции и прогрессивность декретов, но от этого индекс экономической свободы или эффективности правовой системы едва ли поднимется выше последней двадцатки стран в мире. Надо убеждать не себя при помощи своих же методик и собственной статистики, а внешний мир по методикам и правилам, которыми этот самый мир пользуется.

Вызывает уважение тот факт, что ВХС заботится об имидже судебной системы. Нам тоже небезразлична репутация нашей страны. Чтобы получить дополнительную информацию о том, как наши предприниматели и предприятия оценивают качество фактора «принуждение к исполнению контракта», предлагаем провести специальный анонимный соцопрос. ВХС, да и руководство страны, получит много пищи для размышления. Смеем предположить, что многие выводы такого национального опроса совпадут с аналитическими заключениями и рекомендациями Всемирного банка и других авторитетных международных организаций.
Добавить комментарий
Проверочный код