Видео «БелГазеты»
Опрос онлайн
Что означают атаки российских СМИ на Беларусь?
это эксцесс исполнителя
после информобработки Украины настала очередь РБ
это заказ Кремля
атака СМИ - вымысел оппозиции
РБ надо прекратить поставки санкционных продуктов в РФ
РБ надо принять условия РФ в нефтегазовой сфере
№2 (470) 17 января 2005 г. Экономика

НЕИСЧИСЛЕННЫЙ И НЕОСМЫСЛЕННЫЙ

17.01.2005
Андрей ПОДВИЦКИЙ

13 января президент подписал первый в 2005г. декрет «О некоторых вопросах исчисления и уплаты НДС». Очень симптоматичный факт: именно уплата НДС по стране назначения многое меняет в торговле с нашим основным экономическим партнером. Если учесть, что только 31 декабря 2004г. Совмин принял постановление N1709 «О некоторых вопросах обеспечения перехода на взимание косвенных налогов при экспорте и импорте товаров», то становится очевидным: белорусские власти растерялись перед лицом нового режима уплаты НДС.

ПОДСТРАХУЙ НА 18%

Есть от чего прийти в шок: Россия уже неделю работает, но отгрузки в Беларусь практически не производятся. Единой для двух стран информационной базы по уплате НДС нет. Нет и таможенной границы, самого оптимального способа учета уплаты и зачета НДС. Юристы и бухгалтеры рвут и мечут, озвучивая самые противоречивые интерпретации нового режима уплаты НДС. Руководители предприятий страхуются, предпочитая по возможности не продавать товар в Россию. Даже специализированные бухгалтерские и аудиторские компании разводят руками, советуя самое простое и надежное решение - увеличить на 18% отпускную цену при продаже товара российским партнерам.

Это жесткая и непопулярная мера, потому что российский рынок не испытывает товарного дефицита. Он достаточно конкурентен по тем товарам, которые Беларусь продает в Россию. Ценовой шок размером в 18% - прямой удар по белорусско-российской торговле. Когда на оптовых складах по сопоставимым ценам можно без проблем купить товары из Китая, Турции, Индии и без бухгалтерского «геморроя» реализовать их, торговые предприятия предпочтут поддержать не российских и белорусских товаропроизводителей, а их зарубежных коллег. Естественно, если власти РФ и РБ в ближайший месяц четко не расставят все точки над «.

Неразбериха с налогообложением товаров - еще цветочки по сравнению с налогообложением услуг. А что делать, если товар поставили не по договору купли-продажи, а на комиссию или консигнацию? Что делать, когда предоставляется товарный кредит и потом идет его возврат? Бухгалтеры и юристы вдруг узнают из России, что российские компании должны платить 18% НДС на белорусский товар вне зависимости от того, есть ли у них переплата по нему по предыдущим операциям. По этим проблемам мнения сильно расходятся, ибо нет четких инструкций, которые могли бы понять не только министры, но и простые бухгалтеры. Ни декрет N1, ни постановление Совмина N1709 ситуацию не проясняют. Чиновники ждут дополнительных указаний, но предприятиям надо производить и торговать сегодня: ни рынок, ни прогнозные показатели не терпят проволочек.

ЗАПИСАНО В АКТИВ

Прошлый год белорусские власти подарили экономическим субъектам «Правила перехода на типовой план счетов бухгалтерского учета». Год бухгалтеров мучили постоянными уточнениями и разъяснениями, поступавшими от налоговиков. Ситуация с НДС, очевидно, побьет рекорды прошлого года.

Декрет устанавливает, что «уменьшение суммы налоговых вычетов, приходящихся на обороты по реализации экспортируемых товаров (работ, услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость … по ставке 0%, не производится». Это значит, что если на данный товар внутри станы распространяется нулевая ставка НДС, то при его экспорте в Россию 18% НДС не вычитаются. Если же на внутреннем рынке действует другая ставка (10% или 18%), то вычеты осуществляются.

При ввозе в Беларусь основных средств и нематериальных активов из России суммы уплаченного НДС «подлежат отнесению на увеличение стоимости этих основных средств и нематериальных активов пропорционально доле выручки от операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, освобожденных от обложения налогом, в общем объеме выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности за отчетный налоговый период».

По мнению опрошенных бухгалтеров, суть этого сложного положения заключается в том, что основные средства и нематериальные активы вдруг станут дороже на 18%, т.е. на уплаченный НДС. На данную часть будет насчитываться амортизация. «Данный порядок распространяется также на товары собственного производства, принятые на учет в качестве основных средств и нематериальных активов». Увеличение стоимости активов приведет к увеличению базы для уплаты налога на недвижимость. При не до конца продуманной амортизационной политике, неясном порядке оценки нематериальных активов бухучет усложнится, а, следовательно, возрастет и вероятность совершения ошибки.

Декрет снимает ограничения по зачету сумм НДС, реально уплаченного при ввозе в Беларусь, но считать это неким достижением было бы абсурдно. Предприятие реально уплатит налоги. Почему же их учет в полном объеме должен рассматриваться как подарок с барского плеча? Такая норма действует в странах ЕС, и никому в голову не приходит думать о другом порядке. Так что отказ от подобной практики в отношениях с Россией (разрешение на учет только определенной суммы НДС) - это просто отмена антипредпринимательской нормы. И только. Новый порядок снизит налоговую нагрузку для тех предприятий, которые импортируют машины и оборудование или же нематериальные активы из России. Поскольку в России такой нормы не было, особых конкурентных преимуществ белорусские предприятия в связи с этой нормой не получат.

НДС КАК СРЕЗ И ПРОЦЕСС

Сложности, возникшие в связи с переходом на новый режим уплаты НДС, это не просто бухгалтерские проблемы. Они отражают растущие проблемы в белорусско-российских отношениях. Чиновники обеих стран почти 10 лет разглагольствуют об унификации и синхронизации законодательства, произнося избитые фразы о славянском единстве. В случае с НДС им довелось взяться за реальное дело, призванное облегчить жизнь людей и работу предприятий. Подписать соглашение о переходе на новый режим по уплате НДС в августе 2004г. было делом простым. Национальное собрание и министерства дружно поддержали решение президента, не вникая в детали.

Дальше надо было интенсивно работать белорусско-российским экспертам, чтобы к 1 января 2005г. все было готово. Надо было как минимум за два месяца открывать прямые телефонные линии, готовить ТВ-передачи, чтобы у предприятий не возникало ни малейших сомнений в том, как работать в новом году. В цивилизованных странах такие налоговые изменения декларируются за 1,5-2 года и к ним тщательно готовятся.

И что же делает Совмин? 31 декабря (!) 2004г. он принимает решение о создании «комиссии по обеспечению перехода на взимание косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг между РБ и РФ по принципу страны назначения на 2005г.» В ответ на справедливые претензии предприятий представители властей ссылаются на неготовность России: мол, это не мы, а россияне блокируют торговлю. Между Беларусью и Россией, слава богу, пока нет языкового барьера. Что же мешало договориться заранее?

Проблемы с уплатой НДС в новом режиме отразили три тревожные тенденции: несогласованность действий различных структур, некомпетентность чиновников и неспособность договариваться с нашим основным торговым партнером по ключевым экономическим и правовым вопросам. Все уже понесенные и прогнозируемые убытки следует распределить по этим трем статьям и сделать соответствующие выводы.
Добавить комментарий
Проверочный код